Тайна гибели Ан-26: Версии авиакатастрофы в Харьковской области
Авария военного самолета унесла жизни более двух десятков человек. При этом информация от разных органов власти отличается, и порой вступает в противоречие. Из последних сообщений следует, что самолет с исправными двигателями и опытным экипажем неожиданно зацепился крылом за землю …
«Просто нет слов»
Вечером 25 сентября в Харьковской области, рядом с трассой Киев-Харьков рядом с дорогой упал военный самолет Ан-26. Крушение произошло в 20:50 вблизи города Чугуев на расстоянии около 2 км до военного аэродрома. На борту самолета находились члены экипажа и курсанты Университета воздушных сил имени И. Кожедуба.
Президент Владимир Зеленский отреагировал на катастрофу, сообщив: «На борту, кроме экипажа, были украинские курсанты. Есть погибшие и раненые. По состоянию на эту минуту подтверждено 20 погибших. Двух ищем. Двое выжили. По предварительным данным, всего было 28 человек на борту. Просто нет слов».
Глава Харьковской ОГА Алексей Кучер уточнил, что на борту был 21 курсант и семеро офицеров. Командование Воздушных сил сообщило, что из двух выживших курсантов, находится в состоянии средней тяжести в больнице г. Чугуев, второй – в крайне тяжелом состоянии в одной из харьковских больниц.
Позже поступали рапорты об обнаруженных 22 телах. А В 9:00 утра под фюзеляжем АН-26 было найдено еще одно тело. К тому времени выяснилось, что на борту находилось 27 человек — один курсант не был допущен к полету. Были найдены тела 23 погибших, 2 человека в больнице, поиски двух человек продолжались.
Так же выяснилось, что разбившийся самолет был построен еще в 1977 году, он должен был проходить ремонт на госпредприятии Антонов. До 1 октября ему должны были продлить срок эксплуатации АН-26 ещё на 2 года.
То обстоятельство, что самолету было 43 года, вызвало реакцию в соцсетях. Основатель организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб написал в Facebook: «Порошенки, зеленские, ермаки, министры и т.д., и т.п. катаются на переговоры и по стране на шикарных государственных лайнерах. А молодых ребят-курсантов, которым ещё жить да жить, защищать и строить страну, детей рожать, отправляют в воздух на полувековом самолете…Преступление? Несомненно. Крайним сделают какого-то офицера-техника… Или спишут на случайность, диверсантов, врагов. Как было со складами…».
Возраст самолета напоминает о прошлогодней авиакатастрофе, когда 4 октября 2019 г. возле аэропорта «Львов» совершил жесткую аварийную посадку гражданский грузовой самолет Ан-12. Пять человек погибло и трое были госпитализированы в тяжелом состоянии. Тот самолет находился в эксплуатации с мая 1968 года.
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта тогда отмечал, что со времен СССР Украина не инвестировала в транспортную отрасль. «Сегодня летают страшные «чемоданы». Нет никакого контроля с точки зрения мер безопасности. Государство от этого отстранилось», — говорил он в прошлом году.
Теперь прибывший на место катастрофы под Харьковом министр обороны Андрей Таран сообщил, что погибший Ан-26 сделал шесть вылетов в день крушения. «Самолет сделал шесть вылетов и совершил пять успешных посадок, все шло по плану», — сказал он.
Самолет выполнял плановые тренировочные полеты для обучения курсантов. Заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко рассказал, что погибший Ан-26 должен был совершить десять вылетов. Дескать, после каждого вылета самолет осматривали специалисты.
«Зацепился крылом за землю»
Причины авиакатастрофы будет расследовать правительственная комиссия. По информации Офиса Генпрокурора, начато уголовное производство по ст. 416 УК о нарушении правил полетов и подготовки к ним, повлекшее катастрофу и тяжкие последствия.
Следствие проверяет такие версии: катастрофа из-за технической неисправности агрегатов летательного аппарата; катастрофа вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей экипажем; ненадлежащее исполнение служебных обязанностей лицами, которые были ответственными за управление полетами; ненадлежащее техническое обслуживание самолета и подготовки его к полету.
Ранее харьковский губернатор Алексей Кучер сообщил: «По той информации, которую я получил, было уведомление от пилота о том, что отказал левый мотор, но для опытного летчика это не критическая ситуация. Что произошло потом, непонятно».
Исходя из информации об отказе двигателя, появилась версия о том, что летчики пытались посадить самолет на автотрассу, не дотянув до взлетной полосы. Кстати, 27 августа в Ровенской области проводились военные учения, в ходе которых отрабатывалась посадка боевых самолетов на автомобильную трассу. Такая посадка технически возможна.
Однако министр обороны Андрей Таран опроверг информацию о том, что пилот сообщил об отказе двигателя. «Двигатель не отказал, отказал какой-то датчик. По той информации, что мы имеем, двигатель имел еще 5 тысяч летных часов до очередного ремонта, то есть сказать, что случилось с двигателем, мы не можем. Какая техническая неполадка», — пояснил министр.
По его словам, можно будет делать какие-то выводы после анализа информации, которую сохранил «черный ящик» — бортовой самописец. «Предварительный анализ свидетельствует о том, что, скорее всего, самолет зацепился крылом за землю», — сказал Таран.
Министр не пояснил, почему самолет находится рядом с автотрассой и как он зацепился крылом за землю, если, по его же словам, за штурвалом находился постоянно летчик-инструктор, а курсанты садились в соседнее кресло для получения навыков управления самолетом.
Андрей Таран подтвердил, что самолету было уже 43 года, но в министерстве утверждают, что Ан-26 мог летать без обновления ресурса еще в течение трех лет.
Стоит отметить, что единого срока годности для самолетов не существует. Согласно международному стандарту IOSA (аудит эксплуатационной безопасности), воздушное судно должно проходить проверку каждые четыре года.
Проблему старения авиапарка широко обсуждают за рубежом, издание The New York Times писало, что прямой зависимости между возрастом и безопасностью нет, главное — соблюдать правила. А непроверенный самолет может оказаться ненадежным, даже если он новый.
В Офисе Генпрокурора сообщили, что самолет при заходе на посадку потерял управление и упал возле автомобильной дороги. В ГСЧС сообщили, что после падения самолета начался пожар А по информации Офиса Президента, самолет загорелся во время падения.