Кризис в торговле продуктами: как установить выгодные цены
В каком-то издании несколько лет назад шеф-повар одного известного отеля рассказал журналистам, как отели экономят на еде для клиентов, которые покупают турпутевки по системе all Inclusive. С одной стороны, его откровения обычных клиентов, не знакомых с хитростями торговли, могут ужаснуть. С другой стороны, этот материал можно использовать во время походов по супермаркетам.
Итак, этот шеф-повар на условиях анонимности признался: клиенты отелей за день съедают не все блюда, которые щедро выставлены перед ними на столах. Например, могут оказаться несъеденными кусочки мяса, которые ради экономии на следующий день перемалывают в мясорубке и готовят из них котлеты. Могут остаться несъеденными большие подносы с отварным или тушеным картофелем. Если картофель сохраняет форму, его на ночь определяют в холодильник, а утром часть картофеля обжаривают во фритюре, а другую часть используют как измельченный гарнир. Еда выглядит свежей, хоть и вчерашняя.
Сладости – это отдельная тема. Если сладости остались после ужина, и они изготовлены из теста и крема, а также сладкой глазури, то эту часть аккуратно снимают и заливают основу из теста новой глазурью. Или заливают кремом. Или украшают еще каким-либо красивым сладким декором, под которым не видно основы…
И вот однажды иду я по магазину прямо в любимый кондитерский отдел, и вижу картину маслом: те сладкие рулетики, которые еще вчера продавались без глазури и стоили, допустим, 40 грн упаковка, уже залиты шоколадной глазурью и стоят 55 грн упаковка. Если присмотреться, то тесто в лежалых рулетиках выглядит спрессованным, сдавленным, а вот свежие рулетики выглядят немного иначе.
А те торты, которые состоят из слоев и которые не были проданы до истечения срока реализации, в супермаркете разрезают на квадратики, ромбики и прямоугольники, а потом продают как пирожные…
Я уже молчу о том, как мясо, которое быстро не продается, супермаркет перерабатывает на фарш или начинку для пиццы и пирожков. И молчу про замороженную рыбу, которая после разморозки распадается кусками, потому что еще до помещения в морозилку была гнилой…
В целом, если присмотреться, в супермаркете используют много приемов для повторного выставления продукции на продажу, как и описывал анонимный шеф-повар, рассказывая о своем отеле.
Отмечу, что пишу этот текст не для того, чтобы написать гадости о супермаркетах. Этот текст пишется для общего развития клиентов супермаркетов, которые все еще мечтают, наверное, о высоком качестве товара по доступным ценам.
Так вот о ценах. В некоторых случаях качество товара связано с объемом продаваемой продукции. Например, в случае с подсолнечным маслом после кризиса 2008 года в супермаркетах перестали продавать бутыли с маслом объемом 1 литр – объем уменьшился до 0,85 л или 0,75 л. Но цена еще долгое время оставалась приблизительно стабильной, разве что на пару гривен дороже.
Так вот, практика уменьшения размера или количества продукта в упаковке при сохранении цены называется шринкфляцией (shrinkflation), хотя в отечественном деловом сленге чаще используются более мягкие определения — дисайз или даунсайз.
Считается, что термин shrinkflation ввела американский экономист Пиппа Малгрен на волне кризиса в США 2008 года, но сама практика снижения веса при сохранении цены впервые была зафиксирована еще в начале 20 века.
Как правило, пишут обозреватели в различных СМИ, шринкфляция вызывает негодование масс во многих странах. Пользователи по всему миру выкладывают посты о том, что привычный продукт стал меньше, и требуют от производителей вернуть прежние вид и размер.
Стоит сразу отметить, что юридически потребителя никто не обманывает — поставщик указывает на этикетке корректную информацию об объеме. Но важно понимать, что шринкфляция — это хоть и скрытая, но форма инфляции. В рыночной экономике инфляция — процесс вынужденный и практически необратимый. Его жертвами зачастую являются не только конечный потребитель, но и производитель.
На практике шринкфляцию (как и инфляцию) производитель обосновывает увеличением цен на сырье, энергоносители или логистику. Но иногда выбор такого подхода определяют условия, которые диктуют крупные сетевые ритейлеры для удержания конкурентной полочной цены.
Так вот еще раз о цене: в супермаркетах за период с 2008 года очень круто наловчились не то чтобы обманывать покупателя, но лукавить, устанавливая цены. Дорогие покупатели, будьте внимательны к объему продукта и к товару, который является частым постоянным ассортиментом супермаркета. Иногда в супермаркете не только меняют внешний вид товара, но и перекладывают товар на другое место. Это чисто психологическая уловка, чтобы постоянные покупатели воспринимали лежалый товар как новый и свежий.
То есть если вы, дорогие покупатели, видите один и тот же товар в одном магазине сегодня тут, а завтра там, это повод напрячь бдительность. И, к слову, ни одна Госпродпотребслужба не «прикопается» к качеству тех же пирожных, которые нарезали из тортов и залили глазурью: вы же не можете вскрыть упаковку прямо в магазине до покупки. А если вскроете, то нужно купить, то есть оплатить на кассе. А если вдруг вы обнаружите, что купленные пирожные гривен за 20-30 не очень-то и свежие… вы в лучшем случае вернетесь в магазине, вам вернуть ваши 30 гривен, но в Госпродпотребслужбу вы не пойдете – это же мелочь, на которую у занятого человека обычно нет времени. А тем времени супермаркет выставит на полки новую партию «обновленного» товара по завышенной цене…