VNews.com.ua

Чему научился автопилот: самые важные достижения

Июнь 09
15:29 2021


Honda представила первый в мире серийный автопилот третьего уровня. А когда водитель вообще будет не нужен?
Автор Сергей Зиновьев
Развитие электронных систем управления автомобилем удобно отслеживать по приключениям Теслы. На американской компании «висит» множество судебных исков по авариям, вызванным некорректной работой комплекса Autopilot – постоянно совершенствуемого набора из нескольких электронных ассистентов водителя. В том числе одно из первых ЧП с фатальным исходом – система не распознала стоящий грузовик.
С другой стороны, по статистике Теслы, при пользовании автопилотом аварийность снижается. Тут есть немного лукавства, ведь автопилотом пользовались, в основном, в благоприятной дорожной обстановке.

Полностью самостоятельно
Часть нештатных ситуаций вызвана откровенной глупостью водителей. Полагая, что автопилот сам довезет, некоторые забавляются телефоном или просто спят во время поездки. Сначала власти Германии, а затем и власти США рекомендовали Тесле отказаться от слова Autopilot в названии системы. Исследование американского Института дорожной безопасности (IIHS) в 2019 году показало, что такой термин действительно расхолаживает. Представители Теслы отвечают, что если люди не читают инструкцию по эксплуатации и вдобавок нарушают правила дорожного движения, то это не проблема компании.
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш канал
Но фирме всё равно никуда не деться от сотен жалоб на неадекватное торможение, неравномерные изменения скорости, пугающие отклонения от полосы движения, неспособность остановиться перед препятствием, неожиданные повороты и попытки без надобности включить задний ход.
В итоге это выглядит как продажа автомобилей с недоведенным до ума оборудованием. Тем более что с 2014 года Tesla обновляла программное обеспечение ассистентов вождения около тридцати раз.
При этом на сайте Теслы по-прежнему утверждается принцип «Full Self-Driving Capability» – полной возможности самостоятельного вождения. И не поспоришь: если НЕ включать автопилот, вождение действительно будет полностью самостоятельным.
Пятого не будет?
У других компаний автопилоты развиваются более спокойно. Однако ни одна фирма не создала системы четвертого уровня. Не говоря уж о высшем, пятом уровне, позволяющем водителю отдыхать во время всей поездки.
Фирма Bosch заявила год назад, что все технологические проблемы разрешены, а процесс тормозят противоречивые законы, которые серьезно различаются в Европе, США и Азии. Многие эксперты считают, что полностью беспилотный автомобиль не состоится никогда, поскольку слишком много естественных ограничений: ему нужны определенные скорости и плотность потока, хорошая погода и четкая разметка. Снег, засыпавший разметку, сделает автоматику беспомощной.
Так что реализации пятого уровня «в ближайшие годы» ждать не стоит. На сегодняшний день только один автопилот официально сертифицирован по третьему уровню – Honda Sensing Elite. Модель Legend с такой системой вышла на японский рынок в начале марта.
Системы Tesla Autopilot или Cadillac Super Cruise – всего лишь второй уровень, как и прочие разработки, внедренные серийно (Nissan ProPilot Assist, Volvo Pilot Assist и другие). При таком оснащении руки с руля снимать нельзя или можно лишь кратковременно и в определенных условиях. Собственно говоря, и при третьем уровне в большинстве стран мира нельзя – это запрещают ПДД.
Разработку беспилотных систем ведут неавтомобильные компании – Google, Uber. Цели ставят разные, но всё сводится к получению передовых позиций к моменту, когда беспилотники разрешат законодательно. Пока их выход на дороги общего пользования без водителя-испытателя оговаривается с местными властями.
Невозможное – невозможно
Эксперты выявили семь ситуаций, при которых беспилотник, опираясь только на свои рабочие системы, не может самостоятельно избежать аварии.
Среди них, например, обгон габаритного препятствия с выездом на встречную полосу двухполосной дороги. Беспилотнику нечем «посмотреть», что там впереди за фурой, прежде чем начать гарантированно безопасный маневр. Схожие трудности вызывают объезд мест проведения ремонтных работ, преодоление нерегулируемых перекрестков с недостаточной видимостью и сужений двухполосной дороги до одной полосы.
Частично эти проблемы можно решить по мере развития систем коммуникации между автомобилями (Сar-to-Сar): фура подсказала бы всем о ситуации впереди неё. Для этого требуется «однородность среды»: чтобы весь транспорт поголовно был оснащен системами обмена данных. А для выхода на пятый уровень требуется ещё и коммуникация с дорожной инфраструктурой (Car-to-Infrastructure). Грубо говоря, везде и повсюду должны стоять внешние устройства, передающие беспилотникам недостающие сведения о дорожной обстановке. Наверное, это достижимо в рамках одной магистрали или одного города, но вряд ли рационально для всей дорожной сети. На планете – и особенно в больших странах – неизбежно останутся места, где водитель вынужден управлять сам.
И пока непонятно, как беспилотники поедут по дорогам, состоящим из ям и колдобин. Полноценных систем распознавания неровностей пока не придумали.
Второй уровень, которому соответствует автопилот Теслы, не допускает оставления водителями руля. Этого же не допускают и ПДД большинства стран, а в некоторых даже за снятие одной руки предусмотрен штраф. При дальнейшем развитии автопилотов с этим придется что-то делать.
Запретить удовольствие
Критики считают, что дальнейшая автоматизация – зло. Автопилот четвертого уровня, в теории, позволит водителю не обращать внимания на дорогу до 90% времени поездки. Так мы воспитаем армию водителей с недостатком опыта вождения, но при этом обязанных внезапно «включаться» в наиболее сложных ситуациях, когда автопилот бессилен.
А в некоем будущем, когда автопилоты станут обычным оснащением, в главный источник опасности превратятся водители, склонные получать удовольствие от вождения своими руками. Даже через тридцать лет на дорогах останутся машины, не оснащенные автопилотами. Функция Car-to-Car с ними работать не сможет, так что окружающему транспорту останется только оповещать своих хозяев: осторожно, на дороге непредсказуемый элемент! Или удовольствие от вождения законодательно запретят?
Наконец, существует психологический барьер. Человечество не готово принять, что в каких-то ситуациях искусственному интеллекту дозволительно убить человека – и никто за это не ответит.
Что умеет третий уровень
Седан Honda Legend Hybrid EX первым в мире получил автопилот третьего уровня – систему Sensing Elite, сертифицированную для японского рынка.

Функция Traffic Jam Pilot ведет машину в пробках – пока только в пределах одной полосы. Функция Hands-off в сочетании с адаптивным круиз-контролем и несколькими ассистентами движения – по скоростной трассе. Обе функции позволяют не держать руки на руле (Япония не входит в Венскую конвенцию дорожного движения, унифицирующую ПДД разных стран). Sensing Elite также умеет самостоятельно совершать маневры, связанные с перестроениями – обгон или смену полосы.
Если водитель не реагирует на сигналы автопилота (визуальные, звуковые и тактильные, включая вибрацию ремня безопасности), система остановит машину на крайней полосе или обочине и включит аварийку.
ЗА РУЛЕМ № 04 2021
Как обмануть Tesla: эксперты ухитрились «хакнуть» автопилот

Беспилотный грузовик проехал 1530 км на 10 часов быстрее человека-водителя

Lada с автопилотом? Не торопитесь смеяться

Запись Чему научился автопилот: самые важные достижения впервые появилась Украина За рулем.

Share

Статьи по теме

Последние новости

«Спишем на ошибку печатника». Налоговый закон в Украине вступит в силу 1 декабря несмотря на «случайную» раннюю публикацию

Читать всю статью

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

Всегда на пути к успеху: EA-LOGISTIC – ваш проводник в международных грузоперевозках.