Штрафы и запреты: «Маску надо добыть в бою»
Ужесточение правил карантина произошло после того, как правительство анонсировало его смягчение, отмечают эксперты. Они констатируют, что власти не обеспечили население средствами индивидуальной защиты, запретив появляться без маски в общественных местах.
«Площади, бульвары, улицы, переулки…»
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что теперь за нарушения карантина грозит уголовное наказание. «За нарушение правил карантина во время распространения COVID-19 в Украине, согласно ст. 325 УК, действует штраф от 17 тысяч до 51 тысячи гривен или лишение свободы на срок до 3 лет», – отметил премьер.
Действительно, такое наказание было введено в Уголовный Кодекс Верховной радой на внеочередном заседании 17 марта. Уголовная статья применяется не сразу. Сначала нарушителя подвергают административным штрафам по ст. 43-3 административного кодекса. За первое нарушение карантина могут оштрафовать на сумму 17 тысяч гривен, за второе — до 34 тысяч гривен. Статью ввели также 17 марта.
Основанием для штрафов может стать нарушение ограничительных мер, установленных правительственным постановлением №211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19», а также решениями органов местного самоуправления.
Так, с 6 апреля (как минимум до 24 апреля) Кабмин запретил: перемещение группой в количестве более чем два человека; посещение парков, скверов, зон отдыха, (исключение сделано только для выгула собак: один человек с животным). Запрещено находиться в общественных местах детям до 14 лет без сопровождения взрослых.
Введена обязательная самоизоляция граждан в возрасте 60 лет и старше. Введен масочный режим в общественных местах. В разъяснении Кабмина отдельно упоминается, что магазины банки и аптеки не обязаны предоставлять маски посетителям, должны только не пускать без масок.
Перечень общественных мест Кабмин оставил на усмотрение местных администраций. Киевская администрация фактически объявила общественным местом весь город. Из длинного перечня в распоряжении № 12 руководителя по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации Николая Поворозника достаточно упомянуть: «площади, бульвары, проспекты, улицы, переулки, спуски, проезды».
Эксперты отмечают, что власть не обеспечила население защитными средствами. «Как правильно сказал провизор в аптеке, где я хотел купить маски (и где их не было) — маску надо добыть в бою. При этом, вход без маски в аптеки и супермаркеты запрещен. Замкнутый круг», — пишет в Facebook политолог Валентин Гайдай.
А глава «Публичного аудита» Максим Гольдарб, в свою очередь отмечает: «65 млн наших налогов Киевский мэр потратит на борьбу с вирусом путём …покупки 400 видеокамер по 150 тыс. каждая! Эти камеры будут определять на расстоянии температуру и фиксировать лица людей. Для борьбы с вирусом, ага…». Эксперт считает, что этих денег хватило бы на обеспечение «миллиона киевских пенсионеров масками на пару месяцев» или на 300 аппаратов искусственного вентилирования легких для киевских больниц.
Действительно, информация о закупке камер фигурирует в системе Prozorro. Соответствующий договор на поставку камер был подписан 2 апреля. Пояснение КГГА: « Это позволит правоохранителям фиксировать нарушения режима самоизоляции гражданами, которые обязаны его соблюдать».
Следует отметить, что из бюджета Киева на борьбу с коронавирусом выделено 260 млн гривен. А затем при КГГА создали волонтерский штаб, который объявил сбор денег на закупку средств индивидуальной защиты для столичных медиков. Планируют собрать 10 млн. гривен.
«Управленческая шизофрения»
Столичная полиция 6 апреля начала сообщать о штрафах и задержаниях. Так правоохранители составили первые административные протоколы за несоблюдение правил карантина на двух мужчин, один из них находился на улице без средств индивидуальной защиты, а второй – находился в парковой зоне без документов.
В это день несколько человек устроили акцию протеста против карантинных запретов на территории столичного Гидропарка. Двух наиболее активных участников доставили в территориальное управление полиции. Админматериалы направят в суд для принятия соответствующего решения.
О штрафах в отношении пенсионеров пока не сообщалось. Политолог Алексей Якубин отмечает: «Мы же все понимаем разницу между Конституцией и постановлением правительства. Понимаем и тот факт, что постановлением правительства отменить конституцию нельзя, и что правительство обязано действовать исключительно в пределах определенных Конституцией».
Эксперт считает, что постановление Кабмина не может ограничивать конституционные права: например, право на свободное передвижение. Некоторые ограничения прав возможны при введении Чрезвычайного положения. А его нет. С 25 марта в Украине объявлен только режим чрезвычайной ситуации, которая регулируется Кодексом гражданской защиты.
Впрочем, иные эксперты указывают, что по закону «О защите населения от инфекционных болезней» у Кабмина имеются полномочия ограничивать права граждан на территории, на которой введен карантин. Кроме того, право на введении правительством особых условий труда, обучения, перемещения и перевозок упоминается и в ст. 30 закона «Основы законодательства Украины об охране здоровья».
СМИ цитируют юриста Ивана Либермана который отмечает: «У правоохранителей должна быть доказательная база. Недостаточно просто постановления Кабмина о привлечении к ответственности».
С момента появления статьи 44-3 админкодекса в Едином государственном реестре судебных решений было опубликованы более сотни постановлений. «Во многих случаях материалы дела не содержат доказательств совершения правонарушения, нарушен порядок составления протоколов, отсутствуют свидетели правонарушения и так далее», — отмечала в СМИ адвокат Анастасия Блынду.
Появятся ли доказательства теперь, покажет время. Пока эксперты отмечают, что ужесточение правил карантина произошло после того, как правительство анонсировало его смягчение. Политтехнолог Михаил Подоляк иронизирует: «Всегда жить в управленческой шизофрении. Надо сделать это, делать это не надо. Карантин продлим и усилим, карантин будем понемногу смягчать».
Так, 31 марта Минздрав разрешил работу продовольственных рынков. В тот же день премьер-министр Денис Шмыгаль сообщал, что Кабмин рассматривает возможность смягчения карантинных мер. А постановлением от 2 апреля правительство ввело новые ограничения и штрафы.