ЕС ограничит экспансию китайских электромобилей — они стали серьезной угрозой для Volkswagen и других
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в своей речи о состоянии дел в ЕС объявила, что организация начинает «антисубсидийное расследование в отношении электромобилей из Китая». Этот шаг может иметь серьезные последствия для мировых автопроизводителей.
В последние годы Китай стал крупным экспортером автомобилей, в основном благодаря доминированию страны в их производстве, передает MIT Technology Review. MG, некогда британский бренд, который с 2005 года принадлежит и управляется китайцами, показал второе по величине увеличение доли рынка в Европе в первой половине 2023 года, тогда как другие китайские компании, такие как BYD и Nio, также добились значительных успехов на европейском рынке. Этот рост вызвал тревогу автомобильной промышленности на континенте, которая отвечает за более 6% общей занятости в Европейском Союзе.
Єто заявление является лишь первой из нескольких мер, которые Европа рассматривает для защиты своей местной промышленности.
— Фелипе Муньос, старший аналитик лондонской консалтинговой компании JATO Dynamics, специализирующейся на автопромышленности.
Независимо от того, чем оно закончится, официальное расследование может помешать расширению китайского бизнеса электромобилей в критический момент. Это первый случай в истории, когда китайские автомобильные бренды имеют приличные шансы победить иностранные бренды на их территории. Но это расследование и последующие могут остановить их экспансию еще до того, как она действительно начнется серьезно. Даже за первые 24 часа после выступления фон дер Ляйен цены на акции SAIC и BYD — двух китайских автомобильных компаний с лучшими результатами в Европе, — упали более чем на 3%.
Изменение конкурентного ландшафта
Основной проблемой расследования является влияние китайских электромобилей на европейскую экономику, в частности на автомобильную промышленность. Традиционно Европа экспортировала в Китай гораздо больше автомобилей, чем импортировала, но в декабре 2022 года это торговое сальдо впервые стало отрицательным. Поскольку Китаю удалось получить преимущество в технологиях электромобилей и аккумуляторов, как китайские бренды, так и западные, такие как Tesla, нарастили свои производственные мощности в Китае, а часть продукции затем отправляется на продажу в Европу.
Европа сейчас является идеальным экспортным рынком для китайских электромобилей, считает Чжан Сян, китайский аналитик автомобильной промышленности. Европейцы, как правило, довольно состоятельные, и получают субсидии на приобретение электромобилей, компенсирующие большие транспортные расходы на доставку автомобилей через океан. Почти половина автомобилей, экспортируемых из Китая, продается на европейском рынке, говорит Чжан.
Для долгосрочной перспективы китайские производители могут прибегнуть к демпингу, почти не зарабатывая на каждом товаре. Угроза со стороны китайских конкурентов ощущается настолько остро, что это может стать моментом жизни или смерти для известных европейских брендов, таких как Volkswagen, крупнейшего мирового автопроизводителя.
[Падение Volkswagen] — это экстремальный сценарий, но он не является неправдоподобным, и тогда начнутся каскадные эффекты.
Обвинения в недобросовестной конкуренции
Пока единственными официальными деталями, известными о расследовании, является то, что сказала фон дер Ляйен в своем выступлении:
Мировые рынки сейчас заполонили более дешевые китайские электромобили. И их цена искусственно удерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий.
Китай должен будет продемонстрировать, что цена на китайские электромобили не является субсидированными. Это будет нелегко, поскольку хорошо известно, что постоянная государственная поддержка была важным фактором успеха китайской отрасли электромобилей.
Если расследование установит, что китайские компании действительно имеют несправедливое преимущество, европейские чиновники могут ввести более высокие импортные пошлины на китайские электромобили. Полное расследование может занять около года, говорит Алисия Гарсия-Эрреро, главный экономист Азиатско-Тихоокеанского региона компании Natixis, фирмы по управлению инвестициями, которая в прошлом консультировала Европейскую комиссию.
Дилемма для европейских автомобильных брендов
Европейские автопроизводители, в общем говоря, выигрывают от ослабления китайской конкуренции, но нацеленность на китайские компании может также иметь определенные негативные последствия; многие европейские бренды имеют значительные инвестиции в Китае или сотрудничают с китайскими брендами.
Половина электромобилей, экспортируемых Китаем, на самом деле производятся иностранными компаниями или совместными предприятиями. За первые шесть месяцев 2023 года 39,2% китайского экспорта электромобилей составляли Tesla, тогда как на совместные предприятия между европейскими и китайскими компаниями приходилось 9,5%.
Западные компании, которые производят в Китае, составляют очень значительную часть этого экспорта. И в то же время, это также компании, которые эти тарифы должны защищать. Поэтому это создает очень странную дилемму.
В Европе бренды также имеют стимулы из-за различных отношений с китайским рынком. Немецкие бренды, в частности Volkswagen, увеличивают свои инвестиции в страну, в том числе в производство электромобилей; тем временем компания Stellantis, которая владеет такими брендами, как Jeep, Chrysler и Peugeot, выходит с китайского рынка.
Различные уровни влияния важны, поскольку если Европейская комиссия в конце концов введет больше пошлины, почти наверняка, что Китай ответит определенными контрмерами, что, в свою очередь, повредит европейским брендам, которые имеют глубокие связи с китайским рынком.
Политический поворотный момент
В течение длительного времени Европа была более дружественной к китайским компаниям, чем США. Это одна из причин, почему китайские бренды электромобилей выбрали этот континент своей первой остановкой для экспансии на западные рынки.
Вы можете увидеть это по количеству китайских брендов, доступных в США: ноль. В то время как в Европе уже есть более 15 [китайских брендов].
— говорит аналитик Муньос.
Но эта дружественность возникла тогда, когда европейцы не видели угрозы со стороны китайских автомобильных брендов. Политическая среда в Европе также стала более ястребиной по отношению к Китаю, что «заставляет политиков принимать подобные меры».
С другой стороны, расследования, подобные этому, можно рассматривать как приглашение для китайских компаний открывать производство в европейских странах. Некоторые китайские компании уже находятся на стадии изучения возможности строительства заводов в Европе. Реализация этих планов не только продемонстрирует их вклад в местную занятость и налогообложение, но и позволит им избежать будущих колебаний тарифов.