«Из Китая с любовью». Volkswagen и другие новые электромобили из КНР уже занимают 70–85% рынка в Украине, 80% продаж — «серые»
Новые электрокары Volkswagen и других брендов, произведенные в Китае, продолжают перекраивать не только ландшафт рынка ЕС, но и Украины — собственно, они уже успешно освоили нишу подержанных из США, которые до войны доминировали на украинском рынке. Ежемесячно доля китайских авто среди новых «электричек» достигает 70–85%, сообщает Forbes со ссылкой на данные «Института исследований авторынка».
Немного контекста
Война и топливный кризис 2022 года в сочетании с низкой стоимостью зарядки и налоговые льготы (из налогов только акциз за растаможку — €1 за кВт·ч емкости аккумулятора) сделали свое дело, мотивировав украинцев еще активнее пересаживаться на электрокары. В 2022 году продажи электромобилей выросли на треть, а за 9 месяцев 2023-го украинцы купили 24 200 электромобилей — на 60% больше, чем за весь 2022-й. Сентябрь показался очень урожайным — в течение месяца украинский автопарк пополнили 4298 автомобилей на аккумуляторах (BEV), что почти втрое выше сентября 2022-го, а лидером среди новых автомобилей в очередной раз стал электрический кроссовер Volkswagen ID.4, который официально в Украине не продается. Это часть более широкой проблемы — европейские производители не спешат сертифицировать более доступные, потому что украинский рынок небольшой и не является для них приоритетным.
5 самых популярных новых электромобилей в Украине в сентябре 2023-го
- Volkswagen ID.4 — 350 ед.
- Volkswagen ID.6 — 66 ед.
- Toyota bz4x — 51 ед;
- Honda e — 49 ед;
- BYD Yuan Plus — 19 ед.
В Украину новые Volkswagen ID.4 попадают из Китая (кораблем в один из европейских портов, а оттуда автомобилевозами уже в Украину) вместе с электрокарами других брендов (Nissan, Honda, Toyota, BMW и Audi), это так называемый «серый» импорт. что не противоречит законодательству. Как следствие, на Китай приходится 70–85% новых «электричек», ежемесячно ввозимых «серыми» торговцами в Украину.
Директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий рассказал Forbes, что «серая» доля на рынке новых легковых авто выросла с 3% в начале 2022-го до 15% в сентябре 2023-го, и 95% «серого» рынка составляют именно продажи электрокаров.
Почему это произошло?
Кроме упомянутых выше ключевых факторов (война, топливный кризис 2022 года, низкая стоимость электроэнергии и налоговые льготы), которые определили китайский тренд на украинском рынке новых электромобилей, еще несколько — подорожание логистики и стоимости ремонта б/у авто из США вместе с нашумевшими субсидиями китайского правительства, обеспечивающих дисконт примерно 30%, если сравнивать с аналогичными моделями, предназначенными для рынка ЕС. Зачем украинцам покупать «белый» Volkswagen ID.4 из Европы за условные $45 000–50 000, если можно приобрести китайский за $30 тыс.
В ЕС, где доля электрокаров по итогам сентября выросла почти до 15%, Volkswagen и другие местные производители не успевают покрыть спрос на доступные электрокары и уступают китайскому автопрому — об этом отставании, которое может очень дорого обойтись европейским производителям, и потенциальной торговой войне ЕС с Китаем, по аналогии с противостоянием США и Китая, упоминалось в недавнем тексте о Citroen e-C3 – этот электрический кросс-хэтч за €20+ тыс. фактически является новой надеждой Stellantis (четвертый по величине автопроизводитель) в массовом сегменте.
Народний електрокар Citroen e-C3 за €20+ тис. — відповідь Stellantis на експансію китайських BYD та Nio. І не тільки