Советский «членовоз» ЗИЛ‑114: оригинал или копия иномарки?
Рассматриваем под микроскопом один из самых прогрессивных автомобилей своего времени.
Автор Сергей Канунников
Практически про каждый советский легковой автомобиль, при том, что было их не так много, можно сказать – эпохальный. Но ЗИЛ‑114 действительно такой. Он почти ничего, за исключением модернизированного силового агрегата, не заимствовал от предшественника ЗИЛ‑111, и стал в середине 1960‑х не только современным, но и передовым.
Дизайн машины отличали строгость и отчасти даже минимализм – кузов почти без декора. Но художникам удалось создать не только гармоничный, но и «долгоиграющий», не подверженный быстротечной моде облик. Внешность более поздних ЗИЛ‑114 почти не отличалась от стилистики ранних.
Однако фактически ЗИЛ‑114 оказался и последней принципиально новой серийной легковой моделью завода. Все последующие «членовозы» отличались от него, в основном, лишь деталями кузова и отделки.
Семиместный лимузин для высших руководителей СССР сделали по всем классическим канонам: строгие формы, классическая компоновка, гигантская длина – 6305 мм, колесная база – 3880 мм. Машину построили на совершенно новой раме с лонжеронами закрытого сечения и без Х‑образного усилителя, как у ЗИЛ‑111. На ЗИЛ‑114 впервые в советской истории на всех колесах установили дисковые тормоза, созданные по лицензии фирмы Girling, с тремя усилителями – вакуумным и двумя гидровакуумными в каждом контуре. Оба действовали на все четыре колеса.
В общем, 114‑й в истории завода – первый по-настоящему оригинальный, практически без иностранных заимствований, легковой ЗИЛ. Он же, правда, и последний серийный, созданный почти с нуля.
На ЗИЛе пристально изучили все мировые аналоги ЗИЛ‑114, в первую очередь, конечно, американские флагманские лимузины «большой тройки»: Ford, General Motors и Chrysler. Стилистика ЗИЛ‑114 не повторяла ни один из аналогов, прекрасно вписывалась в моду середины 1960‑х. Дизайн был более спокойным, но поэтому и долгоиграющим. Советские дизайнеры прекрасно понимали: совершенно новую стилистику им разрешат сделать не скоро.
ОТ ПРОРЫВА ДО ЗАСТОЯ
ЗИЛ‑114 – не только оригинальный, но и один из самых прогрессивных отечественных автомобилей своего времени. Достаточно мощный мотор сочетался с эффективными тормозами и вполне гармоничным для своего класса дизайном. Слабым местом конструкции была двухступенчатая трансмиссия, да и более поздняя – трехступенчатая, особой прогрессивностью и надежностью не отличалась.
До 1977 года выпустили 113 лимузинов ЗИЛ‑114. Все следующие серийные легковые ЗИЛы конструктивно мало отличались от 114‑го. Не только трехступенчатая трансмиссия и карбюраторный двигатель, но и многое другое уже в начале 1980‑х выглядело анахронизмом на фоне зарубежных ровесников‑одноклассников. Резво разогнавшись, ЗИЛ словно увяз во времени. Впрочем, не он один. ЗР
ЗА РУЛЕМ № 01 2021
Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР
Жизнь автомобилей СССР: в Китае, Корее, на Кубе
С чего была скопирована первая малолитражка СССР