Советский Suzuki Jimny: уникальный ГАЗ-М73 «Украинец» на базе «Москвича»
В начале 1950-х на Горьковском автозаводе шли активные разработки «легковых» внедорожников, предназначенных в первую очередь для нужд сельского хозяйства.
Первый проект, которым занималась группа инженеров под руководством ведущего конструктора ГАЗ Г.М. Вассермана, назвали ГАЗ-М72. Кузов был позаимствован у «Победы» М-20, а мотор и ходовая часть – у ГАЗ-69.
Как оказалось, громоздкий и тяжелый 72-й не слишком подходил для работы «в полях», поэтому практически параллельно группа Вассермана занялась созданием более простой и проходимой машины с индексом М73, получившей неофициальное название «Украинец».
В отличие от ГАЗ-М72 у 73-го кузов и агрегатная часть были оригинальными, с базовой серийной моделью «Москвич-402» машину роднили лишь электрооборудование, тормозная система и силовой агрегат.
Несмотря на короткобазность, это был серьезный внедорожник – автомобиль укомплектовали неразрезными мостами, подвеской с рессорами для каждого колеса, полным приводом и мотором мощностью 35 лошадиных сил.
Ведущий конструктор ГАЗ Г.М. Вассерман вместе со своим детищем.
Небольшие размеры позволили отказаться от рамной конструкции в пользу несущего кузова. ГАЗ-М73 с 220-миллиметровым дорожным просветом комплектовался трехступенчатой коробкой передач и мог разогнаться до 85 км/ч.
Было построено два опытных экземпляра необычно стильного для того времени советского Suzuki Jimny — в кузове купе и пикап. В ходе многочисленных тестов в городских и внедорожных условиях двухместные автомобили проехали более 3,5 тысяч километров.
Испытания показали высокую проходимость М73, особенно по рыхлым грунтам и снегу. Но в серию он так и не пошел – в отличие от 72-го.
А вот идейный «брат» 73-го — Suzuki X90, появившийся гораздо позже, серийно выпускался в 1995-97 годах.
Правда многие решения, наработанные при его создании, нашли применение в полноприводных седане «Москвич-410» и универсале «Москвич-411». ЗР
ГАЗ-М73 «Украинец»
Длина
3440 мм
Ширина
1660 мм
Высота
1655 мм
Клиренс
220 мм
Колесная база
2000 мм
Колея задняя
1360 мм
Колея передняя
1335 мм
Масса
1081 кг
ЛуАЗ-1301: последний вездеход СССР
Редчайший Москвич‑411. Чем он знаменит?
Геолог из Луцка: трёхосный ЛуАЗ-амфибия 6х6, о котором вы не знали