VNews.com.ua

Дистанционная форма обучения в Украине показала глубочайший кризис системы образования — эксперт

Сентябрь 02
15:16 2020

Введение дистанционной формы обучения в Украине в период карантина из-за вспышки коронавируса стало ярким показателем глубочайшего кризиса системы образования.

Такое мнение выразила директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко в материале ГолосUA «Дистанционное образование школьников как показатель глубокого кризиса».

Эксперт перечислил недостатки дистанционного образования в Украине.

«На практическом уровне – многие дети не имели возможности получить знания по причине отсутствия технических средств, наличия низкого уровня мотивации к обучению и отсутствием контроля за их учебной деятельностью; 10% выпускников не сдали ВНО (согласно данным МОН); стал очевидным факт отсутствия у значительной части педагогов необходимой компетентности проводить дистанционное обучение; СМИ и родители зафиксировали недостаточный уровень знаний своего предмета у отдельных учителей. Это список можно продолжать.

На управленческом уровне зафиксирована слабая координация учебного процесса в системе онлайн руководителями школ; низким уровнем предоставления методических рекомендаций со стороны методических центров и организаций последипломного образования; отсутствием в условиях карантина психологической поддержки школьников с асоциальных семей; отсутствием грамотного мониторинга проблем дистанционного образования как со стороны департаментов образования, так и со стороны профильного министерства», — отметила доктор педагогических наук.

Основываясь на наблюдениях за результатами дистанционного образования в Украине, Л.Ващенко прогнозирует, что в Украине многие дети лишатся возможности получать среднее образование, если формат дистанционного обучения станет широко распространенным или обязательным.

«Данные мониторинга сегодня могли бы показать реальную ситуацию, которая находится «в тени»: наличие цифрового разрыва, который не позволил детям с низким социальным уровнем семьи продолжить свое образование, может сломать их дальнейшие планы относительно обучения. Необъективные годовые оценки и учебные сложности, с которыми такой ребенок будет сталкиваться с первого сентября, сделают его еще более уязвимым. Поэтому одним из рисков, с которыми мы столкнемся в ближайшее время, станет риск потери для образования детей школьного возраста.

Очевидно, эта проблема не новая для отдельных стран Европы и мира. Но ведь мы всегда гордились 100% охватом детей в школах!

И хотя за последние десять лет в Европе уменьшилось число молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не имеющих среднего образования, сегодня те, кто бросает среднюю школу составляют 10,3%. В Испании эта цифра еще более драматична: 13% среди девушек и 21,4% среди юношей (El País, 19.08.2020). Поэтому наши европейские коллеги озабочены тем, что продолжение дистанционного или комбинированного обучения будет способствовать увеличению отсева школьников из учебных заведений», — отмечает эксперт.

Л.Ващенко предложила пути решения проблемы. Для этого нужна слаженная работа Кабмина и парламента.

«Безусловно, работа правительства, профильного министерства, а также законодательного органа власти ныне должна быть направлена на: создание в учебных заведениях среднего образования необходимых условий для обучения детей уязвимых групп; увеличение количества учителей с целью предоставления помощи школьникам с низким образовательным уровнем дополнительных занятий, тем самым предотвращая отсев; расширить возможности профессиональной деятельности и социально-экономических условий учителя», — отметила эксперт.

Резюмируя анализ ситуации с образованием в Украине, Л.Ващенко отмечает, что «все образовательные реформы в Украине сопровождаются исключительно разрушением школы и нет ни одной инициативы, которая бы сделала обучение наших детей привлекательным и максимально персонализированным».

Напомним, в связи с карантином в Украине школам рекомендуется самостоятельно принимать решения о переносе каникул с учетом эпидемиологической ситуации. Также рекомендуется ввести гибкую структуру образовательного процесса. Об этом на брифинге заявил исполняющий обязанности министра образования Украины Сергей Шкарлет.

Share

Статьи по теме

Последние новости

Искусственный интеллект бесполезен? Он может приготовить стейк на гриле Brisk It’s Origin по индивидуальному вкусу

Читать всю статью

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

Всегда на пути к успеху: EA-LOGISTIC – ваш проводник в международных грузоперевозках.