Эксперты советуют украинцам перерегистрировать свою недвижимость
В Украине после переходного периода заработали новые правила регистрации прав на недвижимость. В силу вступила новая редакция закона «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Отныне единственным документом, подтверждающим право собственности на квартиру, является выписка из Единого госреестра вещных прав на недвижимость, при этом вносить изменения в реестр могут теперь не только нотариусы, но и департамент госрегистрации Минюста (бывшая Госрегистрационная служба), органы власти, вплоть до сельсовета; а за внесение в реестр данных придется платить.
По словам юриста Владимира Столитнего, специализирующегося на вопросах недвижимости, новшества направлены на то, чтобы гражданам и юрлицам стало проще узаконить свое право на дом, квартиру и другую недвижимую собственность, например предприятие или офисное здание. «Если раньше договора купли-продажи, мены, дарения, вступления в наследство регистрировал только нотариус, то сейчас это можно сделать, например, в центре предоставления админуслуг, а со временем — даже в сельсовете, если его должностные лица (председатель, секретарь) с апреля текущего года получат доступ к реестру. Особенно это актуально в глубинке, ведь в райцентрах нотариусов мало, и очередь к ним расписана на недели вперед, а в селах их вовсе нет» — говорит Столитний, слова которого приводит издание «Сегодня».
Как отмечают в Минюсте, реестр недвижимости действует с 1 января 2013 года, и если до этой даты дом, квартира и т. д. не меняли собственника, то в реестре такого объекта нет. Он может быть внесен либо в электронный реестр БТИ, который формировался в 2010—12 годов и теперь используется БТИ как архив, либо в бумажный архив БТИ. Владельцам недвижимости, которые не собираются ее продавать, дарить, завещать, вносить сейчас данные в реестр не обязательно, все бумажные документы на право собственности действительны.
Но внести все же желательно по двум причинам. Первая — в будущем придется это сделать (например, владелец умрет, и встанет вопрос об оформлении наследства) и надо идти в БТИ за справкой, что недвижимость действительно есть в реестре (штамп о регистрации на самом документе не в счет). Вторая — внесенная в реестр недвижимость гарантированно защищена от аферистов, предупреждают в Минюсте, а вот жилье, зарегистрированное в бумажном реестре, может быть перепродано втайне от владельца. Внести недвижимость в новый реестр можно у нотариуса (это дороже, от 300—500 гривен), либо в центре админуслуг (они есть в крупных городах, цена услуги — 34 гривны).
Вместе с тем, риелтор Максим Ермоленко опасается, что увеличение количества лиц, допущенных к реестру, замедлит или остановит его работу из-за «падения» сайта: «Возрастает вероятность ошибок, а то и злоупотреблений, если документы начнут оформлять в сельсоветах, а не нотариусы». По словам юриста Столитнего, необоснованно завышена плата за срочную регистрацию смены права собственности: если она проводится за 2 часа, надо уплатить 5 минимальных зарплат (6890 гривен, раньше — бесплатно), за сутки — 2 минимальные зарплаты (2756 гривен), а если за 14 рабочих дней — всего 137,8 гривны. «Большинство будут ждать две недели, но до 2016 года нотариус вносил данные в реестр и выдавал выписку из него в течение часа! За две недели ожидания есть опасность, что квартиру перепродадут еще раз», — констатирует Столитний.
Вконтакте
Google+
Одноклассники