Может ли сработать рецепт Великой депрессии в Украине в условиях коронавируса
Считается, что Теодор Рузвельт преодолел Великую депрессию и связанную с ней масштабную безработицу посредством строительства дорог. Ныне премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, говоря о том, что в Украине из-за коронавируса лишились работы более 2 миллионов человек, решил воспользоваться рецептами столетней давности, изобретенными Теодором Рузвельтом. Он предлагает направить тех, кто остался без работы, на строительство дорог и обещает зарплаты на уровне 6-8 тысяч, в то время, когда в том же Киевском центре занятости на те же позиции людям без опыта предлагается зарплата в 12-15 тысяч гривен.
К дорожным работам г-н Шмыгаль, который до того, как занимать пост премьера, в том числе, возглавлял ДТЭК Бурштынской ТЭС Ахметова, предлагает привлечь 500 тысяч украинцев. Таким образом он элегантно пытается решить извечную проблему плохих дорог за счет дешевой рабочей силы. Занятно, но на популярных порталах уже сейчас предлагают разнорабочим на строительстве дорог в разных регионах 8-10 тысяч гривен, а в Киеве все 15 тысяч. И это притом, что сегодня во многих сферах, где задействованы сотрудники с высшим образованием и опытом работы, предлагают те же 15 тысяч гривен. Впрочем, это не совсем удивительно – согласно старой советской традиции, в стране рабочие специальности почему-то оценивались выше, нежели специалисты, окончившие вуз.
Однако пойдут ли украинцы, потерявшие работу, строить дороги и подтверждать репутацию второго Рузвельта?
По словам эксперта «Украинской фабрики мысли» Юрия Гаврилечко, привлечение людей на 6-8 тысяч гривен на строительстве дорог может сработать в регионах, где зарплаты намного ниже, чем в Киеве.
«На районном уровне это может быть выходом – либо у тебя вообще ничего нет, либо ты работаешь на строительстве дорог за 6-8 тысяч гривен. Но не нужно забывать о том, что дороги стоит строить тогда, когда по ним будет что-то перевозиться. То есть, инфраструктурные объекты – необходимое, но недостаточное условие выхода экономики из кризиса», — уточнил эксперт в разговоре с ГолосUA.
По его словам, Украина шестой год находится в состоянии войны. На данном этапе транзитные дороги у нас недогружены, так как грузы идут в обход нашей страны. И тут сколь ни улучшай дороги, никто по ним не поедет.
Потому следует развивать дороги для внутренних грузоперевозок.
«Для того, чтобы это сработало, следующим действием правительства должны стать серьезные вливания в перерабатывающую промышленность и на развитие внутреннего рынка. В этом случае, если все эти компоненты будут использованы, это может дать хороший экономический эффект. Потому что в нынешних условиях Украина как сырьевая страна в любом случае будет сложно переживать выход из карантина. То есть, мы должны продавать не зерно, а хотя бы муку, не кукурузу, а хотя бы комбикорм. И, естественно, развивать овощехранилица», — подчеркнул Юрий Гаврилечко.
В свою очередь эксперт Growford Institute Алексей Кущ считает, что рецепты Рузвельта, которым исполнилось около ста лет, в ХХІ веке не сработают. Времена другие, да и структура экономики и роль строительства дорог в структуре ВВП тоже.
«Человек предпочтет быть занятым в теневом секторе экономике и одновременно стоять на бирже труда, чем пойдет строить дороги или убирать дворы за 4-6 тысяч гривен. Если же правительство отменит выплаты по безработице, чтобы выгнать людей на низкооплачиваемые работы, это вызовет социальный взрыв», — констатировал Алексей Кущ.
По его словам, в условиях кризиса, возникшего в результате пандемии коронавируса, государству следовало бы использовать антицикличную политику занятости.
«В условиях, когда идет разрушающийся стиль деловой активности, рыночные механизмы не заставят предпринимателя платить зарплаты сотрудникам своей компании, которая несет убытки. Предприниматель, у которого нет денег, просто сокращает персонал. Государство в этом случае должно идти против течения и, наоборот, создавать рабочие места и проводить государственные инвестиции», — констатировал Алексей Кущ.
По его мнению, ключевая ошибка премьер-министра Дениса Шмыгаля, который предлагает оставшимся без работы украинцам низкооплачиваемую работу на строительстве дорог или в коммунальной сфере, заключается в том, что государственные инвестиции должны поступать в реальный сектор экономики, за которым идет создание рабочих мест.
«В его концепции – создание рабочих мест или предложение существующих без каких-либо государственных инвестиций. Более того, если бы премьер-министр заглянул на сайт Госстата и увидел структуру занятости населения, он бы понял, что даже если бы он в два раза увеличил количество вакансий в дорожном строительстве и коммунальной сфере, это не решило бы проблему безработицы. За счет создания рабочих мест в этих сферах можно занять несколько десятков тысяч украинцев, в то время, когда в работе нуждаются несколько миллионов. Он не понимает, что рабочие места не появляются по мановению волшебной палочки. Рабочие места появляются после вложения инвестиций в реальные сектора экономики», — уточнил эксперт.
По его мнению, создавать рабочие места с учетом постепенного отхода от сырьевой экономики (ведь уже сейчас стоимость сырья на мировых рынках начинает снижаться, и подобная тенденция продолжается. — Прим. Авт.) нужно с учетом создания государством новой промышленной политики.
«Нужно создавать промышленные кластеры, которые будут нацелены на относительно стабильные внутренние фокус-группы потребителей. К примеру, железная дорога даже в кризис будет перевозить грузы, и она нуждается в обновлении подвижного состава. Следовательно, стоит создавать кластер железнодорожного оборудования – то есть, нам нужно создавать производство локомотивов в Украине, а не закупать их в США. Тем более что у нас есть несколько базовых предприятий, на которых можно развить производство, и это тысячи рабочих мест. У нас развито сельское хозяйство, значит нужно создавать кластер сельхозтехники для того, чтобы фермеры покупали и использовали украинские трактора, а не приобретали их в Беларуси. И это снова-таки тысячи рабочих мест. Украине также нужно создать нефтехимический кластер, возродив для этого НПЗ. Не стоит забывать об оборонке, электротехническом кластере, который позволит закупать трамваи во Львове, а не в Польше. Перспективен и кластер промышленных металлов, позволяющий производить собственную сталь, а не венгерскую. Не стоит забывать и об авиастроительном транспорте – вместо того, чтобы закупать французские вертолеты, производить их на базе запорожской «Мотор-Сичи». Необходимо развитие биотехнологического и фармацевтического кластеров. Ведь уже сейчас, когда Индия ограничивает импорт фармсырья, украинские предприятия столкнулись с его дефицитом. И таких идей много. Главное, чтобы было желание их реализовывать», — подытожил Алексей Кущ.