Виктор Медведчук: Зе-олигархизация вместо реальной борьбы с монополиями олигархов
Президент Зеленский, используя в качестве инструмента Совет национальной безопасности и обороны, продолжает расправу с политическими оппонентами. В этот раз — маскируя ее под законодательную инициативу, призванную якобы ограничить влияние олигархов на экономику и политику страны, на Верховную Раду и законотворческие процессы в Украине в целом.
«Я предложил Совету национальной безопасности и обороны и Офису президента вместе с Антимонопольным комитетом разработать новый законопроект. Такого у нас в Украине не было. Считаю, что сегодня это один из приоритетов, фундаментальный законопроект о статусе олигарха в нашей стране, ‒ заявил Зеленский. ‒ Что будет с такими людьми, какие будут вводиться санкции, как олигархи будут превращаться в бизнесменов…»
Не вызывает сомнений, что очередная инициатива главы государства, вместо того чтобы быть инструментом для борьбы с олигархами, в руках Зе-команды станет прежде всего инструментом для сведения счетов с оппозицией и политическими конкурентами, еще одной возможностью для бездарной «зеленой» власти выдавить из большой политики авторитетных оппонентов.
О том, что в реальной деолигархизации Зеленский не заинтересован, свидетельствует красноречивый факт: именно при нем, в 2019–2021 годах, олигархи более чем существенно усилили свои позиции в Украине. В первую очередь — через откровенно лоббистские законопроекты. А значит, президент намеренно создает видимость того, что не понимает происходящие процессы усиления финансово-промышленных групп.
Например, именно в интересах крупнейшей в Украине финансово-промышленной группы Верховной Радой был проголосован законопроект о продлении особого периода действия преференций для «зеленой энергетики» и отменен льготный тариф на электроэнергию для населения. В интересах другой финансово-промышленной группы — узаконен взаимозачет между компанией «Укрнафта» и госбюджетом Украины на сумму долга свыше 30 млрд грн. В пользу третьей — ликвидирована норма относительно дифференциации промышленного и бытового лома и до сих пор применяется убыточный для государственной «Укрзалізниці» сниженный тариф на перевозку железной руды. А в интересах отдельных агрохолдингов парламент снизил ставку НДС с 20% до 14% для некоторых видов агропродукции.
Все это лишь подтверждает, что до сих пор власть не только не боролась с олигархами, напротив ‒ отстаивала их интересы. Поэтому очевидно, что заявленная инициатива Зеленского является абсолютно декларативной и никоим образом не направлена на реальную деолигархизацию и демонополизацию экономики страны.
А самые преступные из решений Зе-команды — это принятие законодательных актов по распродаже земель сельскохозяйственного назначения за бесценок; распродаже крупнейших стратегических предприятий в условиях критически низкой капитализации; укреплению/построению пирамиды ОВГЗ с неоправданно высоким уровнем доходности; введению незаконных антиконституционных санкций в отношении трех независимых информационных телеканалов. Именно эти шаги в долгосрочной перспективе являются наиболее губительными и для национальной экономики, и для граждан страны.
Более того, в 2021 году грядет очередной передел собственности в Украине. И происходить это будет под эгидой власти в интересах приближенных финансово-промышленных групп. В секторальном разрезе сюда следует отнести: сельское хозяйство (открытие с 1 июля рынка земли существенно трансформирует рынок землепользования в Украине в пользу крупнейших агрохолдингов); добычу природных ресурсов (приватизация «Укргаздобычи» и глобальный пересмотр выданных лицензий по всей линейке полезных ископаемых); энергетику. Также стоит ожидать существенной реструктуризации активов в системе «Укроборонпрома» и прочего.
Более того, на фоне ускоренной олигархизации после прихода к власти Зеленского и его окружение повысился уровень тенизации украинской экономики. Согласно оценкам Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, если в 2019 году уровень теневой экономики составлял 28%, то в 2020-м этот показатель вырос до 31%. В отраслевом разрезе наиболее высокий уровень тенизации зафиксирован в добывающей промышленности (39%), самый низкий — в сельском хозяйстве (14%). А рекордное за последние годы падение ВВП Украины и ряда других ключевых макроэкономических параметров свидетельствует о неспособности власти решать стратегические экономические задачи.
Получается, что вместо того, чтобы бороться с преступными теневыми схемами, искоренять чиновничью коррупцию и поборы, создавать равные условия и прозрачные правила игры для бизнеса, власть, наоборот, закрывает глаза на хищение средств, выделенных из казны на строительство дорог и реализацию других инфраструктурных проектов.
И пока власть занята Зе-олигархизацией, а попросту говоря, обслуживанием интересов тех самых приближенных олигархов и навязыванием своих сомнительных идей на примитивно-ограниченном уровне, именно политическая оппозиция в Украине уже подготовила план реальной деолигархизации с учетом в том числе и мирового опыта.
«Оппозиционная платформа — За жизнь» еще в сентябре 2020 года зарегистрировала проект закона № 4122 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере антимонопольной политики, деолигархизации и обеспечения добросовестной конкуренции», который направлен на преодоление негативных последствий олигархизации. Документом предусмотрено, во-первых, снижение уровня монополизации рынков товаров и услуг (снижение уровня монопольного/доминирующего положения субъекта хозяйствования). Во-вторых, создание эффективного инструментария принудительного разделения субъектов хозяйствования, а также объединений предприятий, занимающих монопольное положение на соответствующем рынке. В-третьих, увеличение размеров штрафов за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. Это позволит реально снизить уровень монополизации рынков товаров и услуг и тем самым избежать искусственного завышения цен, сформировать четкие правовые основы разделения монопольных образований и ограничить проявления недобросовестной конкуренции.
Имплементация предложенных норм данного законопроекта позволит сформировать соответствующие институциональные предпосылки стремительного экономического восстановления национальной экономики и преодоления бедности, обеспечив реальное применение Украиной передовых международных стандартов и практик антимонопольной политики.
Ну а объявленное президентом Зеленским «большое наступление на олигархов», увы, является всего лишь попыткой перешерстить крупнейшие бизнес-структуры, перенаправить денежные потоки в карманы финансовых спонсоров «зеленой» команды и устранить неугодных политических оппонентов, представляющих реальную угрозу для нынешней власти.
Виктор Медведчук,
председатель политсовета партии
«Оппозиционная платформа — За жизнь»