АЭС по всему миру: в чем опасность ядерной дипломатии России — СМИ
В течение более чем двадцатилетнего правления Владимира Путина газ и нефть были его важнейшими инструментами геополитического торга, пока вторжение в Украину не изменило ландшафт. Отказ ЕС от российских энергоносителей в сочетании со взрывами на газопроводе «Северный поток» лишил Кремль его важнейшего экспортного рынка и рычагов влияния. Санкции пока не повредили ядерной энергетике, которая может создавать долговременные политические связи и взрывать усилия Запада по изоляции путинского режима, пишет Financial Times.
Отмечается, что до полномасштабного вторжения в Украину на Россию уже приходилось около половины всех международных соглашений по строительству атомных электростанций, поставкам реакторов и топлива, выводу из эксплуатации или обращению с отходами. На ее главных конкурентах в ядерной энергетике – Китай, Францию, Японию, Южную Корею и США – около 40%.
Несмотря на санкции, Россия остается основным экспортером атомных электростанций. Она участвует в строительстве более трети новых строящихся реакторов в мире, в частности в Китае, Индии, Иране и Египте.
Обеспокоенные доминирующей позицией России в глобальной цепочке ядерных поставок, западные правительства пытаются дать ей отпор. В прошлом месяце президент США Джо Байден подписал двухпартийный законопроект о запрещении импорта российского обогащенного урана, который составляет около 25% от общего объема поставок в США.
По словам журналистов, отношения, которые Россия выстраивает через ядерные проекты, превосходят даже длительные контракты на поставку газа по трубопроводам. Да, строительство атомной электростанции занимает около 10 лет, а срок эксплуатации реактора на новых станциях составляет 60 лет. Подготовка к демонтажу, включая удаление радиоактивных частей занимает еще 10-20 лет и требует значительных средств.
«Это очень длительное обязательство для страны иметь российское присутствие. Это не только собственное строительство. Это целая экосистема», – подчеркивает научный сотрудник программы по ядерной политике Королевского института объединенных служб Дарья Долзикова.
В Турции Россия строит первую в стране атомную электростанцию мощностью 4800 МВт, которая, как ожидается, начнет производить электроэнергию в этом году. «Росатом» обеспечивает все, включая персонал станции, на протяжении всего срока реализации проекта. В аналогичной ситуации оказался Бангладеш, который будет связан с Россией проектом «Руппур» на десятилетия. Так, РФ строит первую атомную электростанцию в стране. Стоимость проекта оценивается в 12 млрд. долларов. «Это бесконечные отношения, в которые они вступают», – заявляет политолог и эксперт из Бангладеш в Университете штата Иллинойс Али Риаз.
Авторы указывают, что именно вторжение в Украину заставило Россию переосмыслить свой подход к ядерной дипломатии. Вскоре после начала войны «Росатом» потерял один из своих контрактов в Европе: электростанцию »Ханхикиви» в Финляндии мощностью 1200 МВт, строительство которой должно было начаться в 2023 году.
Вынужденный создавать новые альянсы, Путин все чаще позиционирует свое правительство как партнера «Глобального юга» — термина, охватывающего деколонизированные страны Африки, Азии и Латинской Америки. «Росатом» являлся ключевой частью усилий Москвы, направленных на завоевание Глобального юга. Компания подписала около двух десятков меморандумов о взаимопонимании со странами Африки и Латинской Америки, включая Зимбабве, Мали, Буркина-Фасо и Бразилию. В Гане Россия приступила к подготовке заявки на строительство первой в стране атомной электростанции вместе с поставщиками из США, Китая, Индии, Южной Кореи и Франции.
В этом году Россия и Узбекистан подписали соглашение о строительстве небольшого модульного реактора мощностью 330 МВт. Этот проект первый для «Росатома» и России во внедрении следующего поколения ядерных технологий за пределами страны, говорится в статье.
Даже в Европе Россия не полностью изолирована. Венгерская АЭС «Пакш» мощностью 2400 МВт, полученная «Росатом» без конкурса в 2014 году, не пострадала от украинского вторжения. Ожидается, что она будет сдана в начале 2030-х годов с подготовленной рабочей силой и первой партией обогащенного урана.
«Это яркий пример того, как действует российская ядерная дипломатия и почему она опасна», – говорит Сливяк, сопредседатель российской экологической группы «Экооборона».
Государственная компания «Росатом» может предложить до 90% финансирования для ядерных проектов с выплатами, растянутыми на десятилетие, по минимальным процентным ставкам. Более привлекательное финансирование помогло «Росатому» выиграть соглашение с Бангладеш. Такие выгодные условия «имеют решающее значение для бедных стран с низким кредитным рейтингом, которые не могут получить такое финансирование где-либо», – говорит Сливяк.
Показать еще
Согласно годовым отчетам «Росатома», зарубежные проекты – в частности строительство атомных электростанций, экспорт обогащенного урана и другие инициативы – составляют около половины его общего дохода. В 2023 году «Росатом» заработал $16,2 млрд от этих проектов по сравнению с $11,8 млрд в 2022 году. За последнее десятилетие этот доход увеличился более чем вдвое. Согласно стратегии развития компании, к 2030 году общий доход должен составить более $56 млрд, что более чем вдвое превысит текущий уровень.
В то же время поиск источников финансирования для ядерных проектов является одним из самых больших вызовов для западных компаний. В США предпринимаются попытки заставить акционеров банка пересмотреть свою позицию из-за опасений, что Россия и Китай будут доминировать в мировой промышленности, но исполнилось уже более 60 лет с тех пор, как банк в последний раз утверждал финансирование проектов в сфере ядерной энергетики.
Россияне намерены поглотить урановые активы на территории Республики Нигер, принадлежащие компании из Франции, чтобы бросить вызов западным интересам в Африке. Российский «Росатом» контактировал с военными властями Нигера относительно поглощения активов французской Orano SA – крупной французской государственной компании, являющейся лидером атомной промышленности Пятой республики.
Источник: УНИАН