Индия и Китай в условиях санкционного давления Запада на Россию.
В предыдущем материале мы попытались выделить важную группу стран, обозвав их нейтрально – «Другая группа стран», которые открыто не присоединились к развязанной 24 февраля войне России против Украины, а придерживаются так называемой «нейтральной» позиции, — публично не осуждают и публично не поддерживают российскую агрессию, но имеют плотные бизнесовые отношения с Россией, с которыми, важно, не хотят «расставаться», а перевести их «в тень», надеясь получить от их «поддержания» немалый финансовый «гешефт» от «благодарной» России.
Такой важной «нейтральной» страной из «Другой группы стран», безусловно, является Индия. Так вот, 25-26 марта в Нью-Дели прибыл министр МЗС КНР Ван И для встречи со своим индийским визави С. Джайшанкаром. И Китай, и Индия заранее держали подготовку визита в режиме «без лишней огласки», поскольку встреча двух министров проходила как на фоне российско-украинского конфликта, по которому «стороны» имеют «схожие позиции», так, и это очень важно, — наличие «горячей точки» — неразрешенный двусторонний территориальный спор в высокогорном регионе Восточный Ладакх, где по обе стороны этой территории развернуто до 60 тыс. человек с тяжелым вооружением и средствами ПВО. Тем не менее, по договоренности «Стороны» без предварительных условий согласились провести переговоры.
Для «сильного» Китая это вообще «не типичный случай», объяснение которому есть только ситуация, в которой оказался сам Китай, — ранее не ко времени объявленный Россией на весь мир как «стратегический партнер». Во-вторых, вне всяких сомнений, артикулированная 18 марта во время телефонного разговора президентом Байденом с товарищем Си Цзиньпином американская угроза введения самых жестких санкций в отношении КНР в случае оказания военной помощи России, также «привела в движение» весь китайский дипломатический корпус в поиске комплекса «защитных» действий и выработке «контрмер» на случай «недружественных» американских действий.
Китай, как наиболее прагматичная мировая держава, оценила нынешнее «санкционное положение» России и пришла к выводу, что в борьбе против американского давления ей будет очень кстати «иметь в партнерах» такое же государство, которое «противится» распространении и безусловному подчинению американской внешней политике. К тому же, у государств Китая и Индии «совпадают» восприятия и желания на продолжение и развитие комплекса двусторонних взаимоотношений с Россией, чтобы противостоять гегемонии США в АТР.
Поэтому при китайском анализе Индия «подошла» им по всем параметрам, у которой на сегодняшний день действительно «полное совпадение» насущных проблем и задач между двумя странами. Китайские аналитики считают, что причиной столь низких взаимоотношений между КНР и Индией именно на данном отрезке временного развития является «удачно» проводимая Вашингтоном «политика развода» между двумя странами. Вашингтон успешно руководил индийскими общественными организациями, которые используя лже-опросы общественного мнения предоставляли «на-гора» результаты «опросов», на базе которых граждане Индии якобы «одобряли» проведение жесткой политики по отношению к Китаю.
Поэтому Китай и «сделал» этот шаг первым, просчитав американскую манипуляцию, — и предложил провести встречу госчиновников на столь высоком уровне. Это первый визит китайского чиновника такого уровня в Индию за последние 2 года после начала пограничного конфликта между двумя странами. Индийские политики уже сам факт визита расценивают как «переломный момент», что иллюстрирует прагматическую позицию обеих сторон, направленную на поиск консенсуса на фоне территориальных конкретных разногласий.
Но китайцы не были бы китайцами, если бы не умели «ждать» и «спрятать на время» свое недоверие и раздражение. Так, китайцы очень ревностно относятся к членству Индии в QUAD (Quad group of nation) — организация по проблемам безопасности между Австралией, Индией, США и Японией в Индо-Тихоокеанском регионе. По мнению китайцев, регулярный обмен разведданными между этими странами и предоставление комплексной аналитики в распоряжение МО США делают США супер информированной о событиях регионе АТР, что «вредит» интересам Китая.
Но данный вопрос министр Ван И «не поставил» в повестку встречи, решив ответственно, что сейчас время других приоритетов. Этой «дипломатической гибкости позвоночника» следует поучиться нам всем. Существующий «острый» вопрос не забыт, он просто отложен до лучших времен.
Проводя двустороннюю встречу по основному вопросу объединение позиций государств по недопущению американской гегемонии в АТР, Китай также не «упустил» возможность «выравнять» и привести к «схожести» двусторонние оценки» стран на сегодняшние события в Украине.
Известно, что Индии «не понравилось» открытое публичное предупреждение США о недопустимости импорта российской нефти именно сейчас, прямая американская угроза на введение экономических санкций за «непослушание» и фактический ультимативный американский «запрет» на реализацию самостоятельной дипломатической позиции. Об этом индийский министр «пожаловался» китайскому визави, таже «забыв на время» о существующей «непримиримой позиции» по территориальной принадлежности Восточного Ладакха, из-за чего страны готовы были начать воевать всерьез.
Нам представляется, что министр Вань И уловил «настроение» индийского визави поскольку сделал акцент на независимом самостоятельном пути развития без посторонней подсказки и навязывания мнения извне. Вот и продемонстрирована настоящая профессиональная дипломатия в действии – недоговоренность и недосказанность, а всем все понятно. Собеседник доволен, точки зрения на проблему совпадают. Класс!
Подводя итог встречи, отметим, что «Стороны» достигли договоренности строить развитие двусторонних отношений с учетом долгосрочной перспективы, чтобы горизонт планирования обеспечивал взаимную выгоду всех Сторон. Супер понятно и доходчиво. Но встреча была и, наверняка, были договоренности «за закрытыми дверями». Увидим это по всем «обсуждаемым вопросам» в самое ближайшее время.
А как в дальнейшем будет разрешен территориальный спор в регионе Восточный Ладакх пока осталось для всех непонятным. Очевидно, что данный вопрос перешел в категорию «долгоиграющего», который по взаимному молчаливому согласию «отложен», поскольку сейчас имеются более важные вопросы для жизнедеятельности двух государств в целом. Это тоже не просто, но правильно решать сейчас более важные «выпуклые» задачи.
Показать еще
И уже как «результат» этой «знаковой» встречи двух министров можем расценивать продолжение индийским правительством курса на «не разрыв торговых отношений с Россией. Речь идет об заявлении 27 марта министра металлургической промышленности Сингха о намерениях Индии увеличить вдвое импорт российского коксующегося угля, доведя его объем до 9 млн тонн, чтобы увеличить производство стали у себя в стране.
Индусы явно решили «включить дурака», поскольку все страны Запада и США не только говорят, но и принимают конкретные действия для сокращения или прекращения вообще импорта российских нефти и газа, а вот об угле практически никто не упоминает. Короче, Индия сделала свой «ход».
А вот Китай похоже «внял» предупреждениям президента Байдена, поскольку китайская нефтехимическая корпорация «Sinopec Corp» 26 марта официально приостановила переговоры с российским «Сибуром» об инвестировании 485 млн. дол. в строительство нового газохимического завода в России.
Все же обольщаться этим шагом КНР не советуем, просто у Китая опыт работы «в тени» с санкционными государствами есть, в отличие от Индии, которая, похоже решила «поучиться» на собственных ошибках. Уверены, что американский «ответ» на индийскую «увлеченность» российским углем не заставит себя ждать, даже в разрезе несоблюдения решений недавнего лондонского «Климатического саммита», где все мировые страны обязались и подписались уменьшить вредные выбросы в атмосферу. А увеличение потребление угля идет вразрез этим решениям. Но это наша подсказка американцам. Благодарить не нужно, мы за Украину, прежде всего.