Лондон и Пустота
Как вам известно, 21-22 июня 2023 года в Лондоне прошла Конференция по восстановлению Украины (Ukraine Recovery Conference) и еще несколько сопутствующих ей мероприятий. В целом это была третья масштабная международная конференция (после Лугано и Берлина) с начала большой войны, во время которой Украина пыталась привлечь средства для финансирования бюджета и послевоенного восстановления.
В свою очередь, украинская власть делала очень большую ставку на эту конференцию, тщательно к ней готовилась и имела большое представительство (премьер-министр Денис Шмыгаль, заместитель председателя Офиса президента Ростислав Шурма, министр экономики Юлия Свириденко, министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков, министр энергетики Герман Галущенко и т.д.).
Ну и сам контент, с которым мы поехали в Лондон, масштабом своего замысла должен был не только шокировать «видавших виды» экспертов, но и потрясти основы международного инвестиционного сообщества и создать очереди из желающих инвестировать в Украину!
Прошло уже немного времени после конференции — и наши партнеры, и украинская власть, и украинское общество успело отрефлексировать на нее и сделать выводы.
Заранее хочу предупредить, что я ни в коем случае не против амбициозных целей как таковых. Еще в далеких 2017-2018 годах, под эгидой Украинского института будущего, нашей большой командой был разработан План развития Украины до 2030 года. Я тогда отвечал за отраслевую (энергетическую) часть Плана, то есть за Энергетическую стратегию Украины до 2030 года. Тогда мы проделали титаническую работу. Основным целевым ориентиром этого Плана как раз и был «ВВП Украины в 1 трлн. долл.» (автором этой идеи является Анатолий Амелин), и мы искренне рады, что сейчас имеем так много амбициозных последователей.
Но я веду к тому, что в любом случае амбициозный План или Стратегия не должны быть противоречивыми сами по себе. Общегосударственная система планирования имеет определенные принципы. Сначала философия новой страны, видение и целеполагание. Затем стратегия высшего уровня иерархии, в которой выдерживаются основные макроэкономические балансы. Только потом стратегии отраслевые и территориальные, в которых выдерживаются отраслевые балансы, анализируются имеющиеся ресурсы и пропускная способность системы освоения капитальных инвестиций, формируются приоритеты и точки роста, формируются производственно-сервисные кластеры вокруг точек роста для максимального привлечения экономических мультипликаторов в смежных отраслях. При таком комплексном подходе каждый сделанный шаг является предпосылкой для следующего шага. Сверху вниз, от философии до кубов бетона и киловатт-часов…
Ну и конечно, писать я буду о своей теме – энергетике. Тем более, на лондонский конференции энергетике был посвящен отдельный блок: Power Systems for a Sustainable Recovery.
Докладчиками энергетического плана стоимостью 400 млрд. долл. были заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма и министр энергетики Герман Галущенко!
Недавно я уже разбирал Энергетическую стратегию Украины, которая была утверждена правительством в конце апреля, то есть в период, когда уже шла активная подготовка к Лондонской конференции.
Но, как оказалось, это был лишь первый акт издевательства над отраслевым экспертным сообществом. Цифры, представленные на Power Systems for a Sustainable Recovery, оказались еще более «солидными».
Ростислав Шурма и Герман Галущенко «лондонской» стратегией просто сожгли напалмом неокрепшее сознание посетителей конференции.
Показать еще
Превращение Украины в Энергетический Хаб Европы согласно «лондонской» стратегии предусматривает:
«… осуществление фундаментальной трансформации энергетического сектора Европы и осуществление энергетического перехода, в частности за счет развития водородных и биотехнологий, производства зеленой стали и зеленых удобрений…»
В цифрах «лондонская» стратегия выглядит так:
-
рост генерации электроэнергии в 7 раз — до 791 млрд. кВт*ч в год;
-
рост добычи газа в 4 раза — до 80 млрд. куб. в год;
-
рост добычи нефти в 7 раз — до 15 млн. т. в год;
-
увеличение мощности атомных электростанций до 30 ГВт (сейчас 13,8 ГВт);
-
увеличение мощности солнечных электростанций до 100,6 ГВт (сейчас 6,6 ГВт);
-
увеличение мощности ветровых электростанций до 140,4 ГВт (сейчас 1,4 ГВт);
-
строительство 38,2 ГВт систем накопления энергии (стореджей);
-
вывод из эксплуатации до 2035 года всех угольных ТЭС/ТЭЦ, замещение электростанциями на природном газе и биометане.
«Где мы найдем столько потребителей?» — спросите вы? В «лондонской» стратегии «все продумано»:
-
мудрая экономическая политика правительства обеспечит экономический рост ВВП на уровне 9% в 2023-2032 годах и на 3% в 2032-2050 годах, что в свою очередь создаст органический спрос на электроэнергию и другие энергетические ресурсы;
-
тотальная пересадка населения Украины на электрокары (13,4 млн. авто), что создаст спрос на электроэнергию в ночные часы;
-
локализация производства всего и вся (90% производства малых модульных ядерных ректоров, самостоятельного производства ядерного топлива, 90% оборудования для ветровых электростанции, 95% оборудования для солнечных электростанций) неизбежно создаст новые центры энергопотребления;
-
производство «зеленой» стали планируется на уровне 2,3 млн. тонн в год, производство «зеленых» удобрений – на уровне 1,5 млн. тонн в год (центр потребления);
-
строительство внутри страны 69 ГВт мощности для производства «зеленого» водорода, в том числе 43 ГВт путем элекролиза (ахренеть какой центр потребления);
-
экспорт электроэнергии, для чего пропускная способность внешнего интерфейса энергосистемы Украины будет увеличена в 5 раз, то есть до 10 ГВт;
-
экспорт других энергоресурсов, в том числе экспорт 66 млрд. куб. природного газа, 11 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, 3,5 млн. тонн «зеленого» водорода.
Как я и отмечал выше, мой скепсис не касается амбициозности планов, он касается противоречивости внутри самих планов, что превращает их в «веселые картинки» и подрывает доверие к нам со стороны наших партнеров, доноров и потенциальных инвесторов.
Простым расчетом можно вычислить, что цифры из «лондонской» стратегии по установленным мощностям (учитывая коэффициенты использования мощности для каждого вида генерации), годовое производство, годовое потребление и потенциальный экспорт просто не бьются между собой, то есть никто даже и не пытался мыслить категориями энергетических балансов при составлении этих «веселых картинок».
Планы об увеличении до 10 ГВт внешнего интерфейса похвальны, но межгосударственные интерконнекторы зависят не только от нас, но и от соседей. Граница энергосистемы Украины (европейской синхронной зоны) проходит по границе с Беларусью и Россией, то есть с севера и востока мы заперты. К сожалению, у Румынии, Венгрии, Словакии и Польши не такие амбициозные планы, как у нас. И все они имеют в прилегающих к границе с Украиной регионах сетевые ограничения.
Планы о мировом лидерстве в производстве «зеленого» водорода тоже похвальны, но проблема водорода не в его производстве, а в его транспортировке. Прямая аналогия с природным газом не работает совсем. Температура сжижения природного газа (температура конденсации) составляет -161,5 С, а водорода -253 С. Молекула водорода очень маленькая и способна проникать в кристаллическую решетку металла, что делает его хрупким. Это приводит к тому, что привычный для нас набор технологий из нефтегазовой сферы с водородом нельзя использовать. Коммерчески LH2-танкеры невозможны никогда, поскольку -90 С разницы с природным газом требуют криогенных технологий космической стоимости. Существующая газотранспортная система тоже не пригодна к транспортировке водорода и требует десятков млрд. долл. на реконструкцию (покрытие внутренней части труб композитным покрытием, полная замена компрессорных агрегатов и т.д.). Как минимум, амбициозные планы должны предусматривать не только строительство 43(69) ГВт электролизеров, но и всей сопутствующей инфраструктуры к этому.
Возникает также вопрос об увеличении добычи углеводородов в 4-7 раз и их экспорта. Непонятно, зачем и для кого? В имеющейся мировой парадигме Парижского соглашения, Европейского зеленого курса (European Green Deal) и Механизма углеродной корректировки (CBAM) в 2050 году мир будет полностью декарбонизирован и углеводороды будут вытеснены из энергобалансов стран другими источниками энергии. И даже если целевые показатели этой парадигмы и не будут достигнуты в полном объеме, все равно тренд очевиден, а Украина не имеет конкурентных преимуществ в этом. Зачем делать непродуктивные инвестиции?
А если копнуть немного глубже, то станет понятным, что главной преградой на пути успешного восстановления Украины является наша «аbsorption capacity», то есть поглощающая способность инвестиций. С чего вы взяли, что страна, которая последнее десятилетие (до войны) в год осваивала 10-15 млрд. долл. капитальных инвестиций, а после начала войны потеряла 8 млн. населения, вообще способна освоить за одну-две пятилетки 400-800-1200 млрд. долл., даже если они будут? Где те работники проектных отделов, отделов капитального строительства и снабжения? Не повлечет ли это коллапс государственных экспертиз, архитектурно-строительной инспекции, других разрешительных и регулирующих учреждений?
От презентованных в Лондоне «веселых картинок» до реального восстановления Украины — нам как до неба рачки! Ни власть, ни бизнес-экосистема не способны сегодня к реализации трансформационного проекта такого масштаба. Нам всем надо расти и на это нужно время. Но точно чего не надо делать, так это плести ахинею и делать презентации, которые подрывают к нам доверие!
Одним из решений Конференции является определение первого реального источника финансирования восстановления Украины со стороны Евросоюза в объеме 50 млрд. евро, но при условии представления детального плана освоения этих средств.
И теперь нужны не «веселые картинки», а «настоящая» стратегия с планом ее имплементации, с планом управления ресурсами и потребностями, в деталях, начиная от логистики и заканчивая пунктами, где они собираются покупать бетон.
Такого «коварства» от инвесторов наши руководители не ожидали, поэтому срочно, уже после Лондона, в минувшую среду (12 июля) в ТРЦ «Парковый» была проведена конференция «От визии к будущему Украины: начало постоянного диалога государства и бизнеса».
В целом презентации на этой конференции дублировали лондонские, только на украинском языке.
Главный посыл к бизнесу был такой, что надо активно включаться в процесс.
Но конструктивного диалога не произошло. Бизнес сразу начал задавать неудобные вопросы, вроде: «Как можно было принимать стратегию, не посоветовавшись с бизнесом?» Эти неудобные вопросы сразу обнажили все присущие нашей власти черты: низкую квалификацию, пустословие, непонимание процессов и так далее.
Дошло даже до откровенного хамства, где на просьбу бизнеса «… привлечь министра для обсуждения стратегии…» был получен ответ: «Герман Валерьевич забыл с Вами согласовать свое расписание!».
Что это вообще было?
Мы только в начале большого и тяжелого пути. Восстановление Украины – этот вызов не меньший, чем вызов военный. Нам нужно объединение всех ресурсов нации, которое консолидируется властью.
А власть только пускает «мыльные пузыри» и генерирует абсолютную пустоту, находясь в полной уверенности, что это снова сработает…