Magna Carta, Руська Правда Киевского государства и расчёт стоимости человеческого капитала
В Конституции Украины закреплена обязанность государства защищать жизнь человека. Степень следования этому принципу определяет и организационную эффективность конституционного устройства.
В условиях войны жизнь человека не просто наивысшая социальная ценность, она имеет сакральное значение. Потерей жизни одних граждан, продолжается жизнь других, но в этом алгоритме есть свои недостатки, он имеет ограничения – ресурсные и моральные. Уменьшение количества населения в довоенное время – отъезд за границу до поиска работы и ранние смерти из-за болезней – тоже сигнал для переосмысления вызовов и нашего реагирования.
Соответственно, перезагрузка украинского государства требует серьезного отношения к человеку/гражданину, поэтому цель нашего экспертного объединения состоит в подготовке, популяризации необходимых методик и расчетов, а также в лоббировании законодательного закрепления показателя стоимости человеческого капитала, так называемого «The value of a statistical life (VSL)».
В странах свободного мира этот показатель играет фундаментальную экономическую роль и используется для проведения государственной политики в сфере компенсационных выплат семьям погибших. Он также необходим для разработки мер безопасности, проведения политики в области здравоохранения и деятельности аварийных служб. Кроме того, оценка стоимости человеческой жизни необходима для страхования, в частности, обязательного автострахования, а также является важным индикатором эффективности различных социальных программ.
Оценка человеческой жизни в демократических странах колеблется от 1,5 до 10 миллионов долларов США.
Актуальность вопроса достойной оценки жизни украинского гражданина приобретает безусловный вес в Украине именно в настоящее время, но прозрачных подходов к оценке все еще не существует. На чем основываются и чем объясняются существующие цифры разных компенсаций при потере жизни или травмировании – непонятно. Преобладает незадекларированный подход: оценивать исходя из возможностей, но определение этих возможностей также непрозрачно.
Такой подход продуцирует только «простые решения», как, например, с недавним обсуждением права на свободу перемещения граждан Украины после войны (да и вовремя), хотя еще британская «Большая Хартия вольностей» (Magna Carta, 1215) закрепила норму: «в будущем любому человеку будет позволено оставлять и возвращаться в наше королевство невредимым и без страха, сушей или водой…». Этот алгоритм англосаксов – «сначала право на свободный выезд, а затем преуспевающее демократическое общество», а не наоборот, сработал и эффективно функционирует до сих пор.
Внушает надежду, что именно украинское общество проявило зрелость и стихийно отреагировало пламенным гневом на такое посягательство на свои права. Стратегия Украины – не холопско-рабская, а ее будущее – не деспотия.
Однако непонимание ценности таких фундаментальных вещей господствует в государстве почти повсюду и является скорее правилом, чем исключением. Например, что может быть ценнее человеческой жизни, этой основы основ общества?
Демократический мир, основываясь на длительной исторической основе религиозно-этических и правовых норм, создал институт расчета стоимости человеческого капитала, и Украине достаточно было бы взять лучшие образцы и их имплементировать. Поскольку провести оценку ущерба, нанесенного стране в виде уничтоженной недвижимости, инфраструктуры, промышленности и т.п. возможно, однако оценить потери, связанные с жизнью и здоровьем, крайне сложно. Сколько стоит жизнь украинца?
В Украине нет как объективных методик расчета стоимости человеческого капитала, так и методики определения экономического эквивалента стоимости среднестатистической жизни, а именно эти расчеты являются важным правовым механизмом определения суммы возмещения гражданам.
Информация, предоставленная Министерством юстиции Украины в ответ на наше обращение по поводу компенсационных механизмов, шокировала, предлагая оценку выплат лицам с полученными серьезными телесными повреждениями или наступлением смерти в 2,5 тысячи долларов. Напомним, стоимость среднестатистической жизни в ЕС составляет более 3 миллионов евро. При этом на уровне правительства существует разделение ответственных министерств за оценку компенсации потерь на войне (Минобороны), на дорогах (МВД) и т.д.
Без должной институциональной координации Украина рискует получить как узковедомственные подходы к оценке, так и мизерные оценки «человеческого капитала» Украины. К сожалению, наше обращение в другие государственные органы, в том числе в Офис Президента, привело лишь к бюрократической отписке за подписью одного из его заместителей – «большого сторонника радикальных налоговых изменений», но не сторонника положительного решения вопроса оценки жизни.
Показать еще
Властьимущие вместо принятия сложных, но важных решений подсовывают украинскому обществу только симулякры, как вот что-то вроде собрания Human Capital UA 2023 – форум высокопарной, но пустой болтовни о развитии человеческого капитала Украины, очередное «общее об общем». И это все на фоне «демографической катастрофы», как обозначила ситуацию с населением Украины директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи Элла Либанова.
В то же время Правительство Германии, приобщаясь к финансированию указанного выше ивента, у себя дома разработало и успешно внедряет различные программы адаптации украинцев, но, конечно, в свою экономику, а не в экономику Украины.
В противовес этому, традиция достойно ценить жизнь имеет глубокие корни и была заложена нашими предками в «Русской Правде» Киевского государства еще в XI-XII веках. Значительная часть статей этого правового кодекса посвящена оценке и стоимости жизни – и в понятном денежном эквиваленте. В отличие от «Великой Хартии вольностей», которая заложила основы демократии в Англии и положила конец деспотизму, став образцом для строительства демократических обществ во всем мире, создание государства Киевской Руси было прервано, и ничто не мешает нам продолжить его, исходя именно из ценности человеческого. капитала, но не забывая, что холопы и рабы так, как свободные люди, не ценились.
Нам делать этот выбор сейчас. Стоимость жизни украинца должна быть высокой.
Экспертное объединение
«Институт оценки
среднестатистической жизни – человеческого капитала»
Берлин Михаил, Люлин Анатолий