Эффект «пивных очков»: действительно ли алкоголь делает нас более привлекательными и смелыми?
Термин «пивные очки» относят к тому состоянию, когда после употребления алкоголя люди кажутся несколько симпатичнее — и есть немало научных доказательств, как доказывающих, так и отрицающих его существование.
В статье, недавно опубликованной в Journal of Studies on Alcohol and Drugs, ученые из Питтсбургского и Стэнфордского университетов приводят очередные доказательства того, что алкоголь может предоставлять людям «исключительную смелость», повышая их готовность к общению с объектами, которых они на тот момент считают привлекательными.
Но это не первый эксперимент, исследующий эффект пивных очков — в далеком 1990 году команда из Университета штата Северная Дакота попросила участников исследования, выпивавших в баре, оценить насколько привлекательные на фото незнакомцы или другие посетители заведения. Тогда никаких изменений между «трезвыми» и «пьяными» показателями не нашли, поэтому ученые пришли к выводу, что алкоголь на «привлекательность» не влияет.
Другие, британское исследование 2003 года и австралийское 2008 года, обнаружили обратное — рейтинги привлекательности незнакомых людей в их экспериментах действительно возрастали при употреблении алкоголя. Кроме того, впоследствии оказалось, что «под градусом» эффект симпатии распространяется даже относительно неодушевленных объектов — например, пейзажей, и усиливается, если «живые» объекты тоже выпивают или сигареты.
В нынешнем эксперименте приняли участие 18 пар друзей-мужчин, которым давали водку с клюквой, пока содержание алкоголя в дыхании не достигло пика в среднем 0,07% — чуть меньше, чем ограничения на вождение в нетрезвом состоянии в США — и попросили оценить привлекательность фотографий субъектов. Они также посетили отдельное испытание, где снова выполнили задание после употребления безалкогольных версий напитков.
В обеих сессиях парам разрешали общаться друг с другом, чтобы несколько воспроизвести реалистическую социальную среду, хотя их просили воздержаться от обсуждения изображений, которые им показали. Оценки привлекательности, которые дали участники, существенно не отличались между двумя сессиями, поэтому ученые пришли к выводу, что алкоголь почти не повлиял на восприятие привлекательности участников — то есть эффекта «пивных очков» не было.
Но исследование на этом не остановились. Участников заставили поверить, что они получат возможность взаимодействовать с субъектами, изображенными на снимках, в будущих испытаниях (хотя это не так) и после сеансов, связанных с употреблением алкоголя и безалкогольных напитков, их спросили, с кем они бы больше всего хотели пообщаться. После алкогольного сеанса мужчины в 1,7 раза чаще выбирали по четыре объекта, которые они оценили как наиболее привлекательные — иначе говоря, водка добавила им то, что называется «жидкой смелостью».
Следует отметить, что исследование не включало плацебо: участникам сообщали, употребляют ли они алкоголь или нет. Это особенно важно, поскольку предыдущие эксперименты показали, что люди больше оценивают свои положительные качества, когда думают, что употребляли алкоголь, показывая, что эксперименты, исследующие влияние алкоголя, могут быть чувствительны к эффекту плацебо.
Кроме того, было всего 36 участников. Несмотря на то, что авторы определили, что их исследование имеет достаточную статистическую мощность, чтобы выявить потенциальный эффект подобной величины к тем, что наблюдались в предыдущих исследованиях, оценка здесь будет достаточно критической.
Источник: Ars Technica