ЕС утвердил полный запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года
Страны ЕС достигли политического согласия по законодательству, которое фактически запретит производство новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и полностью устранит выбросы углеродного газа от транспорта.
Решение ЕС, как одной из крупнейших в мире торговых площадок и местоположения некоторых из крупнейших производителей автомобилей, будет иметь огромное влияние на мировой транспорт, еще более подтолкнув отрасль к полностью электрическому будущему. Теперь закон должен быть официально одобрен Советом ЕС и Парламентом (хотя ожидается, что будут внесены лишь незначительные изменения).
We did it, we hebben een deal! Vanaf 2035 zijn nieuwe auto’s en bestelwagens klimaatvriendelijk en worden schone auto’s toegankelijker voor iedereen. pic.twitter.com/BYsTErbwaZ
— Jan Huitema (@jhuitema) October 27, 2022
Основные требования закона заключаются в том, чтобы к 2030 году новые легковые автомобили снизили выбросы CO2 на 55%, а фургоны — на 50% (в обоих случаях эти выбросы сравниваются с уровнями 2021 года). К 2035 году указанные транспортные средства должны сократить выбросы CO2 на 100%.
От производителей, ежегодно создающих менее 10 000 автомобилей или 22 000 фургонов, потребуют достижения только окончательной цели к 2035 году. Это так называемая «оговорка Ferrari», предназначенная для защиты малых автопроизводителей, которые производят меньше моделей в год, чем большие.
В соглашении также есть необязательное предложение разрешить производство транспортных средств, работающих исключительно на топливе с нейтральным выбросом CO2 (также известном как «э-топливо») после 2035 года, если эти транспортные средства выходят «за рамки стандартов автопарка».
Некоторые критики считают, что это предложение является серьезной лазейкой; другие говорят, что это лишь способ успокоить некоторые фракции в Европе и не повлияет на основную цель законодательства по устранению выбросов от транспортных средств ЕС. Также некоторые указывают на то, что условие, что эти транспортные средства должны выходить «за рамки стандартов автопарка», предусматривает, что только специальные транспортные средства, такие как машины скорой помощи и пожарные машины, смогут воспользоваться этим исключением.
Нидерландский политик Ян Хуитема, который вел переговоры от имени Европарламента по подписанию соглашения, высоко оценил документ и сказал, что он «создаст ясность для автомобильной промышленности и будет стимулировать инновации и инвестиции для производителей автомобилей».
«Я рад, что мы достигли согласия с Советом по амбициозному пересмотру целей на 2030 год и поддержали целевое сокращение выбросов на 100% в 2035 году. Это имеет решающее значение для достижения климатической нейтральности к 2050 году и для того, чтобы экологически чистое вождение стало доступнее для наших граждан», — сказал политик в заявлении для СМИ.
Законодательство является первой основной частью проекта ЕС «Fit for 55» (который Еврокомиссия впервые обнародовала в июле 2021 года), направленного на сокращение выбросов ЕС на 55% к 2030 году (по сравнению с 1990 годом — на момент презентации инициативы выбросы составляли 76% от этого значения) с конечной целью сделать ЕС углеродно-нейтральным к 2050 году. Другие части пакета будут касаться таких вопросов, как землепользование, создание более экологичного топлива для авиации и судоходства, а также предложат новое финансирование для развития технологий возобновляемой энергетики.
Немецкая автомобильная промышленность резко критиковала инициативу – отраслевая ассоциация VDA указала на нехватку зарядных станций для электромобилей в Европе, а ассоциация импортеров автомобилей VDIK призвала к более быстрому развитию зарядной инфраструктуры. И это вопреки тому, что для поддержки перехода на электрические автомобили Еврокомиссия включила в план стимулирование развития зарядной инфраструктуры — к 2025 году страны-члены ЕС должны обустроить публичные зарядные станции на расстоянии не более 60 км (37,3 мили) на основных автомобильных дорогах. В конце концов ЕС ожидает 3,5 миллиона новых зарядных станций к 2030 году и 16,3 миллиона — к 2050 году.
В то же время, есть страны, которые готовы даже раньше отказаться от авто с ДВС. Так, в 2030-й целятся Швеция, Дания, Нидерланды и Израиль. А Норвегия, где уже давно продают больше электрических моделей, чем авто с ДВС, имеет все шансы выиграть эту гонку. Раньше шла речь о 2025 году, но многие считают, что последний автомобиль на ископаемом топливе в этой Норвегии будет продан гораздо раньше (в этом году или в 2023 году). В январе 2022 года в этой стране было продано всего 387 автомобилей с ДВС.
Между тем, другие части мира также работают над собственным запретом новых двигателей внутреннего сгорания. Великобритания планирует запретить продажу транспортных средств с ДВС до 2030 года, тогда как Калифорния планирует запретить новые двигатели внутреннего сгорания до 2035 года (другие штаты США могут последовать ее примеру в последующие годы).
Источник: The Verge