Кризис европейского ракетостроения: задержки первого запуска Ariane 6 приближают критическую точку
Европейские чиновники и менеджеры космических компаний сейчас проводят саммит в испанской Севилье, чтобы обсудить будущее космической политики на континенте и потенциально разрешить кризис в области ракетостроения.
Космический саммит в Севилье станет решающим моментом для космоса в Европе.
— генеральный директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер накануне, передает ArsTechnica.
Ранее Ашбахер уже описывал затруднение европейской ракетной отрасли как острый кризис — ракета Ariane 5 вышла на пенсию, ее замена, Ariane 6, еще не готова, а меньшая ракета Vega C также испытывает проблемы с детскими болезнями. Вполне возможно, что этот кризис приведет к распаду десятилетнего партнерства Франции, Германии и Италии как главных участников сотрудничества по развитию пусковых возможностей.
The venerable Ariane 5 rocket has retired, its replacement, Ariane 6, is not ready, and the smaller Vega C is also having teething problems. This crisis could lead to the breakup of a decades-long partnership in Europe to build rockets. Article: https://t.co/NpieFECp4z
— Eric Berger (@SciGuySpace) November 6, 2023
План противодействия SpaceX
Источники этого кризиса лежат около десяти лет назад, когда Европа пыталась определить, что последует после Ariane 5. Эта ракета была в значительной степени успешной и обеспечила Европе гарантированный доступ к космосу. Однако была дорогой и уже тогда проигрывала коммерческий бизнес новым конкурентам, как SpaceX и ее ракета-носитель Falcon 9.
Германия настаивала на эволюции Ariane 5 внутри жизненного цикла, модернизируя элементы ракеты и снижая ее стоимость. Это дало бы время для того, чтобы понять успешность Falcon 9 успешной и рассмотреть вопрос о том, должна ли следующая ракета иметь более радикальную модернизацию.
Французские чиновники предпочитали разработать абсолютно новую, но дорогую ракету — Ariane 6. Как компромисс в 2014 году председатель Airbus Том Эндерс предложил «промышленное» решение по созданию ракеты Ariane 6. Это была бы модернизированная версия Ariane 5, однако на 50% дешевле, чем Ariane 5.
В рамках этого компромисса Германия разрабатывала верхнюю степень ракеты, твердотопливные ускорители разработаны Италией, а первая степень – Францией. Таким образом, европейские космические державы остались связанными друг с другом.
Кризис
За десятилетие, прошедшее с момента заключения этого соглашения, появилось по меньшей мере три фактора, ускоривших кризис в европейской ракетно-космической отрасли. Одним из них является рост SpaceX, которая благодаря своей многократной ракете Falcon 9 стала доминировать на коммерческом рынке с ценами примерно вдвое ниже, чем у ракет Ariane.
Во-вторых, запуск ракеты Ariane 6 постоянно откладывался по начальной цели — 2020 год. При оптимальных условиях ракета Ariane 6 сможет осуществить свой дебютный запуск до середины 2024 года. Со снятием с производства Ariane 5 и отказа от ракеты «Союз» из-за российской агрессии в Украине, Европа оказалась в неудобном положении, полагаясь на SpaceX для некоторых миссий.
Есть вопросы стоимости. Целью сокращения затрат на 50%, реально удалось тратить на 40% меньше. Но учитывая инфляцию этого мало, и подрядчики Ariane 6 просят субсидии.
На этой неделе в Севилье чиновники, подрядчики и ESA попытаются заключить новое соглашение по Ariane 6. Вполне возможно, что ESA в ближайшем будущем станет более похожим на NASA. Вместо того чтобы субсидировать разработку ракет, таких как Ariane 6, она может просто покупать их в промышленности.