Украинский стартап maxAh заявил о создании рабочего прототипа литий-серной батареи с графеном — проект выглядит сомнительным и вызывает множество вопросов
Украинский стартап maxAh, разрабатывающий батарейные технологии накопления энергии, сообщил о создании функционального прототипа литий-серного аккумулятора (Li-S) с графеном собственного производства и технологии полного восстановления деградированных литий-ионных аккумуляторов до 100% начальной емкости. Ряд украинских СМИ перепечатали громкий пресс-релиз об инновационном графеновом аккумуляторе от украинцев, однако сам проект выглядит довольно сомнительным и сейчас к нему очень много вопросов. Но обо всем по порядку.
Кто такие maxAh
По данным YouControl , ООО «МаксАг» было зарегистрировано 28 октября 2021 года. Размер уставного капитала компании составляет 200 тыс. грн., оно может осуществлять исследования и экспериментальные разработки в сфере других естественных и технических наук (код 72.19 по КВЭД). Другие виды деятельности: 71.20 (Технические испытания и исследования) и 74.90 (Другая профессиональная, научная и техническая деятельность, н.в.д.г.).
Основатель и CEO стартапа — Дубиневич Сергей. Всего в команде, согласно указанной на официальном сайте информации, около 10 человек, включая ученых и исследователей. Партнерами maxAh являются УДХТУ Украинский государственный химико-технологический университет и МВЭЭ Межведомственное отделение электрохимической энергетики НАН Украины.
Планы и обещания
Впервые о себе MaxAh заявил в ноябре 2021 года, анонсировав разработку технологии производства аккумуляторов с украинским графеном. Тогда руководство преследовало цель изготовить первый рабочий прототип в конце второго квартала 2022 года и начать отгрузку готовых аккумуляторов через 6-7 месяцев после презентации прототипа. В апреле стартап сообщил о возобновлении деятельности после начала полномасштабной войны.
Цели и достижения, озвученные maxAh
Инновационный Li-S аккумулятор с украинским графеном и технология восстановления деградированных литий-ионных аккумуляторов
5 октября maxAh распространили пресс-релиз, в котором рассказали о ряде достижений — создании в лабораториях в Киеве и Днепре функционального прототипа Li-S батареи с украинским графеном собственного производства, а также проверке технологии восстановления отработанных батарей на литий-железо-фосфатных (LiFePO4).
По словам maxAh, прототип литий-серной батареи со стабильным циклом заряда модифицирован «уникальным украинским графеном» и демонстрирует в несколько раз более стабильное циклирование по сравнению с обычным электролитом, вызывающим быстрый раствор серы. Представители компании уверяют, что их батарея имеет в три раза большую емкость, работает в три раза дольше и в перспективе должна стоить значительно дешевле, чем любые другие литий-ионные системы.
Полученные результаты значительно приближают украинскую технологию к использованию в современной жизни. На мировом рынке разработка не имеет аналогов и представлена лишь в теории, создание лабораторного прототипа – это значительный прорыв в сфере изготовления аккумуляторных батарей».
из прессрелиза maxAh
Отдельно упоминается предыдущий опыт с модификацией вышеупомянутым украинским графеном марганцевых соединений — якобы созданный maxAh прототип литий-ионной батареи с использованием оксида марганца (LMO) заряжается вдвое быстрее, имеют на 500% сниженный риск избыточного нагрева, чем элементы в современной потребительской электронике
Также maxAh рассказывает о проделанной научной работе по направлению восстановления отработанных батарей — технология тестируется на LiFePO4 аккумуляторах, которые достаточно распространены в транспорте, быту и других отраслях мировой промышленности. Ссылаясь на собственные исследования, компания заявляет о возможности восстановления батареи до 100% уровня без графена, а также дальнейшее усиление ее базовых характеристик и продление жизненного цикла путем модификации графеном.
Что не так с maxAh
Если коротко, то все. Но не будем голословными. Во-первых, сайт maxAh пестрит маркетинговыми и очень странными заявлениями, например:
Или это:
Во-вторых, одно исследование в не очень известном научном рецензируемом журнале ECS Transactions на фоне упомянутых на официальном сайте «600+ научных публикаций на команду и более 70 инновационных патентов вместе с 200+ лет опыта» не добавляет уверенности в серьезности намерений команды maxAh. Нужно ли говорить, что инновационные разработки и тем более революции в этой области не делаются так быстро. Созданию подобных серьезных технологий предшествуют долгие годы исследований, разработок и прототипирования. maxAh, которая была создана год назад и имеет одно исследование в научном журнале, ранее планировала запустить производство в течение 6-7 месяцев после демонстрации прототипа. Сейчас в планах компании не указаны даже ориентированные сроки выпуска первых батарей.
В-третьих, отдельный вопрос — финансирование, ведь подобные проекты требуют значительных инвестиций и человеческих ресурсов. В maxAh скромно умалчивают свои источники финансирования. В базе Сrunchbase и западных сайтах нет никаких упоминаний о maxAh.
В-четвертых, на сайте maxAh и вчерашнем пресс-релизе не хватает, мягко говоря, конкретики по их революционной технологии производства батарей с графеном собственного производства. В то же время, никаких технических характеристик или убедительных доказательств существования этого рабочего прототипа у нас пока нет.
В свое время мы видели много перспективных исследований использования графена в микроэлектронике в целом и батареях в частности, и дальше лабораторных экспериментов ни один из известных проектов не дошел. Все потому, что достаточно большие по площади образцы графена, пригодные для использования в промышленных масштабах, получить очень сложно и дорого. Даже Samsung со своим огромным опытом и ресурсами пока не смогла выпустить графеновый аккумулятор и, судя по отсутствию новостей по поводу каких-то новых достижений, исследования в этом направлении больше не проводятся так активно, как раньше. Коммерческое использование графена в потребительской электронике ограничивается системами охлаждения в ряде китайских смартфонов и несколькими портативными аккумуляторами.
Еще один интересный момент — эти достижения maxAh привязали к запуску дополнительного раунда с целью привлечения инвестиций для создания современной лаборатории, которая позволит усовершенствовать созданные прототипы, масштабировать разработки и ускорить их коммерциализацию. Конкретного плана с детальным графиком этапов разработки и сроками опять-таки нет.
Принимая во внимание все эти факторы, сейчас проект maxAh выглядит довольно сомнительным и авантюрным, но мы будем рады ошибиться.