X-57 Maxwell — все. NASA отказалась от летных испытаний электрического самолета, несмотря на достигнутые успехи
Полностью электрический самолет NASA X-57 Maxwell, казавшийся достаточно перспективным технологически, так и не совершит свой первый полет — NASA подтвердила завершение работы над проектом до конца сентября 2023 года и отменило ранее анонсированные первые летные испытания.
Вкратце о X-57 Maxwell
X-57 Maxwell – экспериментальный электрический самолет NASA на базе легкого итальянского двухмоторника Tecnam P2006T. Проект, являющийся частью больших усилий по достижению углеродной нейтральности в авиации к 2050 году, начался в 2016 году. Его основная цель заключалась в получении необходимых знаний по конструкции летательных аппаратов на электрической тяге и согласовании их лётной пригодности с регуляторами. За время работы над проектом, команда инженеров провела ряд успешных испытаний и рассматривала модифицированную конструкцию с удлиненным крылом и 14 электромоторами на переднем крае.
Что в итоге
Относительно отмены запланированного ранее первого полета, на исходе команда столкнулась с рядом проблем, влияющих на безопасность полета — в частности, упоминаются механические недостатки, выявленные на позднем этапе, и отсутствие критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. Срок эксплуатации самолета подходит к концу и достичь приемлемых условий полета, вложившись в утвержденный график, невозможен. В NASA сообщили, что специалистам по авиационному делу усвоили «сотни» ценных уроков и отметились рядом инновационных разработок в разных областях, начиная от аккумуляторных технологий и заканчивая системой круиз-контроля.
В NASA отдельно назвали ключевые достижения команды инженеров X-57 Maxwell – устойчивые к перегреву литий-ионные аккумуляторы, контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбидокремниевых транзисторов и механизм защиты от электромагнитных помех, влияющих на бортовые системы самолета.
Главная цель команды X-57 фактически сводилась к созданию не рабочего прототипа, а тестовой платформы для отработки технологий и методов проектирования. И можно считать, что с этим команда справилась, задокументировав технологические пробелы и способы их устранения, чтобы заинтересованные игроки могли поскорее воспользоваться этим опытом. После завершения основной работы в сентябре команда будет несколько месяцев готовить все материалы с техническими деталями для публикации в открытом доступе.
Эта информация уже повлияла и продолжит влиять на развитие передовых подходов к сертификации электрических силовых установок в области зарождающихся электрических самолетов. Среди других интересных экспериментальных проектов первым на ум приходит электрический самолет Rolls-Royce, ранее отличившийся рядом рекордов, в том числе и разгоном до 623 км/ч.
Электросамолет Rolls-Royce установил мировой рекорд, разогнавшись до 623 км/ч [Видео]