Китай отказывается от одноразовых ракет для лунной миссии, в приоритете – создание Long March 9 с возможностью повторного использования
В середине прошлого десятилетия Китай серьезно задумался о высадке своих астронавтов на Луну, а инженеры страны принялись проектировать большой ускоритель для реализации миссии.
В 2016 году государственный разработчик ракет China Academy of Launch Vehicle Technology приступил к проектированию сверхтяжелой ракеты Long March 9. Подобно Space Launch System, которую NASA проектировала в то же время, Long March 9 имела базовую степень и ускорители, предназначенные для одноразового использования. Были некоторые ключевые отличия, в частности в топливе — Long March 9 использовала керосин вместо жидкого водорода, — но общая идея была той же.
Согласно планам Китая, одноразовую сверхтяжелую ракету должны были запустить до 2030 года. Однако в последние годы страна обратила внимание на другие планы — в частности, на фоне усилий SpaceX по повторному использованию первых ступеней, работающих на керосине и углублении компании в разработку своей полностью многократной ракеты Starship. В разных презентациях китайские официальные лица обсуждали возможность использования многоразовых элементов в дизайне Long March 9.
Теперь, согласно Space News, Китай заявил об этом официально. Издание цитирует интервью, которое Лю Бин, директор отдела общего дизайна China Academy of Launch Vehicle Technology, дал Центральному телевидению страны на этой неделе. Он подтвердил, что планы по одноразовой Long March 9 были отвергнуты.
По словам Лю, главная цель в настоящее время состоит в том, чтобы разработать крупную ракету с многоразовой первой ступенью, способную доставить 150 тонн груза на низкую околоземную орбиту и до 50 тонн на Луну. Лю сказал, что процесс проектирования остается «гибким», и несколько технических проблем еще предстоит решить.
Изменения, возможно, будут касаться двигателя. Китай недавно провел испытания горячим огнем для ракетного двигателя YF-130, работающего на керосине. YF-130 является одним из самых мощных двигателей на жидком топливе из всех когда-либо созданных и имеет тягу 453,5 тонны. Вероятно, этот двигатель выберут для Long March 9.
Впрочем, YF-130 может быть непригодным для повторного использования. Ракета Falcon 9, например, повторно зажигает лишь часть из девяти своих двигателей при входе в атмосферу Земли. По этой причине многоразовая конструкция Long March 9 может использовать кластеры меньших двигателей на жидком топливе – возможно, на основе метана, как Starship.
Источник: Arstechnica