Legatus

Кризис в торговле продуктами: как установить выгодные цены

Ноябрь 03
09:15 2020

В каком-то издании несколько лет назад шеф-повар одного известного отеля рассказал журналистам, как отели экономят на еде для клиентов, которые покупают турпутевки по системе all Inclusive. С одной стороны, его откровения обычных клиентов, не знакомых с хитростями торговли, могут ужаснуть. С другой стороны, этот материал можно использовать во время походов по супермаркетам.

Итак, этот шеф-повар на условиях анонимности признался: клиенты отелей за день съедают не все блюда, которые щедро выставлены перед ними на столах. Например, могут оказаться несъеденными кусочки мяса, которые ради экономии на следующий день перемалывают в мясорубке и готовят из них котлеты. Могут остаться несъеденными большие подносы с отварным или тушеным картофелем. Если картофель сохраняет форму, его на ночь определяют в холодильник, а утром часть картофеля обжаривают во фритюре, а другую часть используют как измельченный гарнир. Еда выглядит свежей, хоть и вчерашняя.

Сладости – это отдельная тема. Если сладости остались после ужина, и они изготовлены из теста и крема, а также сладкой глазури, то эту часть аккуратно снимают и заливают основу из теста новой глазурью. Или заливают кремом. Или украшают еще каким-либо красивым сладким декором, под которым не видно основы…

И вот однажды иду я по магазину прямо в любимый кондитерский отдел, и вижу картину маслом: те сладкие рулетики, которые еще вчера продавались без глазури и стоили, допустим, 40 грн упаковка, уже залиты шоколадной глазурью и стоят 55 грн упаковка. Если присмотреться, то тесто в лежалых рулетиках выглядит спрессованным, сдавленным, а вот свежие рулетики выглядят немного иначе.

А те торты, которые состоят из слоев и которые не были проданы до истечения срока реализации, в супермаркете разрезают на квадратики, ромбики и прямоугольники, а потом продают как пирожные…

Я уже молчу о том, как мясо, которое быстро не продается, супермаркет перерабатывает на фарш или начинку для пиццы и пирожков. И молчу про замороженную рыбу, которая после разморозки распадается кусками, потому что еще до помещения в морозилку была гнилой…

В целом, если присмотреться, в супермаркете используют много приемов для повторного выставления продукции на продажу, как и описывал анонимный шеф-повар, рассказывая о своем отеле.

Отмечу, что пишу этот текст не для того, чтобы написать гадости о супермаркетах. Этот текст пишется для общего развития клиентов супермаркетов, которые все еще мечтают, наверное, о высоком качестве товара по доступным ценам.

Так вот о ценах. В некоторых случаях качество товара связано с объемом продаваемой продукции. Например, в случае с подсолнечным маслом после кризиса 2008 года в супермаркетах перестали продавать бутыли с маслом объемом 1 литр – объем уменьшился до 0,85 л или 0,75 л. Но цена еще долгое время оставалась приблизительно стабильной, разве что на пару гривен дороже.

Так вот, практика уменьшения размера или количества продукта в упаковке при сохранении цены называется шринкфляцией (shrinkflation), хотя в отечественном деловом сленге чаще используются более мягкие определения — дисайз или даунсайз.

Считается, что термин shrinkflation ввела американский экономист Пиппа Малгрен на волне кризиса в США 2008 года, но сама практика снижения веса при сохранении цены впервые была зафиксирована еще в начале 20 века.

Как правило, пишут обозреватели в различных СМИ, шринкфляция вызывает негодование масс во многих странах. Пользователи по всему миру выкладывают посты о том, что привычный продукт стал меньше, и требуют от производителей вернуть прежние вид и размер.

Стоит сразу отметить, что юридически потребителя никто не обманывает — поставщик указывает на этикетке корректную информацию об объеме. Но важно понимать, что шринкфляция — это хоть и скрытая, но форма инфляции. В рыночной экономике инфляция — процесс вынужденный и практически необратимый. Его жертвами зачастую являются не только конечный потребитель, но и производитель.

На практике шринкфляцию (как и инфляцию) производитель обосновывает увеличением цен на сырье, энергоносители или логистику. Но иногда выбор такого подхода определяют условия, которые диктуют крупные сетевые ритейлеры для удержания конкурентной полочной цены.

Так вот еще раз о цене: в супермаркетах за период с 2008 года очень круто наловчились не то чтобы обманывать покупателя, но лукавить, устанавливая цены. Дорогие покупатели, будьте внимательны к объему продукта и к товару, который является частым постоянным ассортиментом супермаркета. Иногда в супермаркете не только меняют внешний вид товара, но и перекладывают товар на другое место. Это чисто психологическая уловка, чтобы постоянные покупатели воспринимали лежалый товар как новый и свежий.

То есть если вы, дорогие покупатели, видите один и тот же товар в одном магазине сегодня тут, а завтра там, это повод напрячь бдительность. И, к слову, ни одна Госпродпотребслужба не «прикопается» к качеству тех же пирожных, которые нарезали из тортов и залили глазурью: вы же не можете вскрыть упаковку прямо в магазине до покупки. А если вскроете, то нужно купить, то есть оплатить на кассе. А если вдруг вы обнаружите, что купленные пирожные гривен за 20-30 не очень-то и свежие… вы в лучшем случае вернетесь в магазине, вам вернуть ваши 30 гривен, но в Госпродпотребслужбу вы не пойдете – это же мелочь, на которую у занятого человека обычно нет времени. А тем времени супермаркет выставит на полки новую партию «обновленного» товара по завышенной цене…

Share

Статьи по теме

Последние новости

Как выбрать правильную соль для консервации, чтобы банки не взрывались

Читать всю статью

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

Всегда на пути к успеху: EA-LOGISTIC – ваш проводник в международных грузоперевозках.

arzh-CNnlenfrdeitroruesuk