Олеся Яхно: 2016 год – ключевой для Украины с точки зрения реформ
С момента назначения Владимира Гройсмана премьер-министром Украины прошел ровно месяц, и уже можно делать первые выводы в отношении его работы. Возобновилась дискуссия по поводу проведения выборов на оккупированной части территории Донбасса, кроме того, не теряет актуальности проблематика международной поддержки Украины. Об этих и других вопросах внутренней и внешней политики редакции VNews рассказала известный украинский политолог Олеся Яхно. Предлагаем Вашему вниманию первую часть интервью.
— Прошел первый месяц премьерства Владимира Гройсмана. Состав правительства существенно поменялся, тем не менее, новый Кабмин не стал чем-то принципиально новым в подходах, а отношение к правительству в обществе, как и прежде, крайне отрицательное. По Вашему мнению, сможет ли Гройсман стать «долгожителем» в премьерском кресле, подобно Яценюку?
— Я не совсем согласна с тезисом о том, что ничего не поменялось в работе правительства, кроме того, считаю, что такой цели, чтобы Гройсман слишком долго оставался в премьерском кресле, нет. Главной целью нынешнего Кабмина является достижение конкретных результатов, крайне важно смягчить ситуацию с утратой доверия общества к правительству Украины в условиях сложного социально-экономического положення после поднятия тарифов на ЖКХ. Не секрет, что все большую часть проблем общество ассоциирует с политикой предыдущего состава Кабмина во главе с Арсением Яценюком, при этом, несколько забываются те объективные реалии, в которых ему приходилось работать, и в которых находилась Украина, начиная с 2014 года. Главной задачей власти за предыдущие два года, да еще в условиях активной фазы войны, являлся вопрос выживания Украины, а не развития. Все мы помним, что еще год назад всерьез говорили о возможном дефолте, объявлении Украины банкротом, и наши экономически перспективы, повторюсь, находились в «зоне выживаемости».
Другое дело, что обществу необходимо было разъяснять причины неизбежного экономического падения. В последние месяцы появились так называемые «десятиминутки» Арсения Яценюка на центральных телеканалах, но они были очень запоздалыми, ибо изменить отношение общества к правительству уже было практически невозможно. К слову, еще год назад желающих занять пост премьер-министра было немного, потому что все понимали, что премьеру и правительству придется принимать очень непопулярные решения, в частности, по повышению тарифов на коммунальные услуги.
Говоря о правительстве Гройсмана, отмечу, что нельзя говорить, что вообще ничего не изменилось. Прежде всего, в настоящее время более актуальны стали вопросы не внешнеэкономического диалога, чем доводилось заниматься Яценюку, а внутриэкономические. Напомню, Яценюк гораздо больше визитов совершал за рубеж, Гройсман же свой первый месяц работы посвятил поездкам по Украине. Это правильно, ибо на данном этапе сместился объект приложения усилий правительства – от поддержания макроэкономической стабильности за счет внешних кредитов в сторону необходимости развития экономики внутри страны, за счет разных факторов, не только внешних кредитов.
Во-вторых, в новом правительстве нет иностранцев на министерских должностях, в отличие от предыдущего Кабмина. В настоящее время граждане других стран занимают посты заместителей министра или советников. В предыдущем правительстве иностранцы во многом выполняли символическую функцию, обеспечивали поддержку Украины миром. Кроме того, они демонстрировали несколько другие подходы, и это также было важно для Украины.
В-третьих, мне кажется, на фоне проблем, связанных, в том числе, с повышением тарифов, правительству важно продемонстрировать более взвешенную социально-экономическую политику. Планируется повышение минимальных пенсий и зарплат, готовится проект решения об отмене налога на пенсии, если оно уже не прогологосовано в ВР. Новому Кабмину очень важно будет продемонстрировать, что делаются какие-то шаги в направлении выравнивания социально-экономической ситуации, и оно не мотивировано исключительно требованиями Международного валютного фонда. Если Гройсману удастся в этом направлении сделать реальные шаги, дальше действительно можно будет переходить к реформам, но для начала нужно вернуть доверие общества к исполнительной власти.
И в-четвертых, отмечу, что по оценкам различных политиков и экспертов, Гройсман является более коммуникабельным политиком, чем Яценюк. Очевидно, что приходит понимание необходимости более тесного сотрудничества между правительством и Верховной Радой для принятия важных решений. При предыдущем Кабмине можно было наблюдать, как появлялись различные законопроекты по одному и тому же вопросу, например, по налоговой реформе, когда были проекты Яресько и Южаниной. Даже по первому месяцу работы видно, что Владимир Гройсман чаще, чем Яценюк, намерен посещать парламент, и это хорошо, когда выстраивается более тесное сотрудничество, это может стать залогом более профессиональной работы над законопроектами, и дать, в итоге, позитивный результат для страны.
В целом же, не стоит ждать глобального пересмотра курса правительства, его не может быть по определению, так как он обусловлен, прежде всего, евроинтеграцией и рамками сотрудничества с нашими международными партнерами, Соглашением об ассоциации с ЕС, вопросами по безвизовому режиму. Поэтому политики, которые требуют кардинального пересмотра такого курса, неискренни, будь они во власти, они бы точно также его продолжали.
Говоря о сроках работы нынешнего Кабмина, напомню, что одобрение парламентом программы действий дает правительству иммунитет сроком на один год. Сейчас такой период, когда нужно заниматься конкретными задачами, проводить реформы, пускай даже это не будет позитивно воспринято всем обществом, тем не менее, это гораздо лучше, чем просто критиковать, без какой-либо внятной альтернативы.
— Новый всплеск популизма со стороны ряда парламентских сил означает приближение досрочных выборов?
— Многие политические силы в определенный момент активизировали свою риторику в ожидании досрочных выборов, вместе с тем, очевидно, что этот вопрос на сегодня снят. Это не значит, что досрочных выборов не будет вовсе, они могут быть через год, когда закончится срок иммунитета правительства, однако часть политических сил продолжает подобную линию поведения, очевидно, не понимая, что если не поменять подход, ориентированный исключительно на досрочные выборы, и не перестроиться на работу над текущими задачами в области законодательства, то такой подход впоследствии принесет лишь имиджевые и рейтинговые потери.
— Власти удалось несколько пригасить назревавший политический кризис, тем не менее, напряженность в украинском политикуме сохраняется. Хватит ли власти ресурсов, чтобы удержать ситуацию под контролем, или же на фоне новых скандалов, подобных «Панамским документам», и других элементов, способствующих «раскачке» ситуации, Украине стоит ждать «горячей» осени?
— Скандалов, самых разных, у нас наверняка будет немало, потому что с учетом недореформирования многих институтов, в том числе по борьбе с коррупцией, нереформированной судебной системы, любой политик и чиновник у нас уязвим. При этом очень довести обвинение до конечного результата, чем просто разбрасываться обвинениями в публичном пространстве. У нас в стране очень высокая политическая конкуренция, и при этом отсутствие настоящих политических партий. Отсюда – публичный шантаж как наиболее распространенная форма публичной политики.
Впрочем, я не считаю, что это обязательно приведет к политическому кризису. Политики искренне считают, что главная конкуренция происходит между разными субъектами политического процесса. И очень сильно недопонимают, что основная конкуренция на сегодняшний день в Украине происходит между политическим классом как таковым и обществом. Общество ждет результатов, и в этом смысле весь политический класс, а не только власть, оппозиция тоже, несут солидарную ответственность.
Если все будет продолжаться так, как сейчас, острого политического кризиса осенью не будет. В то же время, от 2016 года очень много зависит в том смысле, будут ли проведены реформы. Остается актуальной судебная реформа, необходим ряд законодательных решений, направленных на развитие экономики. Также есть тема Донбасса, которая является площадкой для критики власти со стороны отдельных политических сил. Конечно, сегодня большая ответственность лежит на власти. В то же время, от оппозиции тоже многое зависит. Задача критики, прежде всего, должна быть направлена на улучшение качества решений, с точки зрения интересов страны и общества. У нас же порой со стороны оппозиции звучат требования либо вовсе нереализуемые, либо псевдозадачи, например, по мораторию на продажу земель сельскохозяйственного назначения, хотя все знают, что этот вопрос сейчас неактуален, поскольку депутаты еще в конце прошлого года проголосовали за продления моратория до 2017 года. Или требование по отмене закона об особенностях самоуправлениях в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, принятый в конце 2014 года, хотя, как известно, он не вступил в действие, потому что привязан к выборам, и скоро вообще закончится срок его возможного вступления в действие. Поэтому требование отменить де-факто не действующий закон, но который показывает, что это не Украина нарушает Минские соглашения, накануне рассмотрения о снятии/продлении санкции в отношении к РФ, которые опять же привязаны к Минским соглашениям, звучит деструктивно. А ведь если оппозиция критиковала жестко, но по сути и с позиции интересов государства, такая критика могла бы дать позитивный результат стране и обществу.
— Эпоха Саакашвили в Украине близка к завершению, или он, все же, попробует попасть в парламент со своей политической силой?
— Я бы сказала так, что роль иностранцев в политическом процессе на сегодняшний день в целом снизилась. Они уже не занимают должности «первого уровня» в правительстве или других органах власти, за исключением Саакашвили на посту губернатора Одесской области. Кроме того, создана группа советников по реформам в Украине во главе с двумя сопредседателями от Администрации президента и Кабинета министров – Лешека Бальцеровича и Ивана Миклоша, что должно свидетельствовать о необходимости более тесного сотрудничества разных ветвей и центров власти, прежде всего в треугольнике «Верховная Рада-Кабмин-Администрация президента». И, кстати, я не согласна, что иностранцы во власти за прошедшие два года не оправдали ожиданий. Роль иностранцев, в том числе и Саакашвили, была очень важной. Как с точки зрения демонстрации на таком символическом уровне поддержки и внимания мира к Украине, так и с точки зрения критики вслух старых постсоветских подходов и демонстрации, пусть и на личном, а не командном уровне, новых подходов.
Что касается перспектив Саакашвили, думаю, в долгосрочной перспективе он их связывает все-таки не с Украиной, а с возвратом в Грузию. В среднесрочной перспективе, в случае досрочных выборов в Украине, даже через год-полтора, Саакашвили, конечно же, может участвовать в избирательном процессе посредством собственной партии и провести в парламент какое-то количество депутатов. Но в украинских реалиях очень сложно прогнозировать, какие и у кого в перспективе в год могут будут рейтинговые позиции политсил – слишком много как внутренних, так и внешних факторов, влияющих на ситуацию в стране. Пока нет предпосылок для того, чтобы гипотетическая партия Саакашвили через год смогла бы сформировать в парламенте большинство, она может пройти в парламент, но ключевые позиции там вряд ли займет, тем более, что на этой площадке «работает» много других политических субьектов, использующих диапазон от критики умеренной, как у Саакашвили или «Самопомочи», до полномасштабной, как «Батькивщина» и Радикальная партия Ляшко. Сегодня же общество ждет не столько громких заявлений, сколько конкретного результата, и от того будет или не будет он достигнут и продемонстрирован, во многом, будут зависеть расклад сил и рейтинги партий в перспективе.
Во второй части интервью с политологом Олесей Яхно, которая будет опубликована на нашем сайте завтра, речь пойдет о путях урегулирования ситуации на Донбассе и роли западных партнеров в этом процессе, перспективах взаимоотношений Украины с США после предстоящих там президентских выборов, а также о том, чем может удивить весь мир сегодняшняя Россия.
Вконтакте
Google+
Одноклассники