Вьетнам и Китай: причудливый танец двух восточных драконов
С 30 октября по 2 ноября генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонг находился с официальным визитом в Пекине по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина.
Лидеры не встречались лично аж с момента завершения саммита АТЭС в Дананге (Вьетнам) в 2017 году. Тогда Нгуен Фу Чонг занимал пост президента Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Столь длительный перерыв связан с рядом факторов, в том числе с плохим здоровьем вьетнамского лидера, коронавирусной пандемией, а также с подготовкой к XIII съезду КПВ, который состоялся в прошлом январе.
31 октября в Доме народных собраний в Пекине была организована торжественная церемония официальной встречи Нгуен Фу Чонга и Си Цзиньпина. Си вручил почётному гостю орден Дружбы и заявил, что награда является выражением признания КПК, Китаем и китайским народом заслуг Нгуен Фу Чонга и вьетнамского народа в развитии двухсторонних отношений, а также продвижении китайско-вьетнамского всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху. Си Цзиньпин подчеркнул, что традиционная дружба между двумя партиями и двумя странами укрепляется, постоянно усиливается политическое доверие, продолжается предметное сотрудничество. «Китай и Вьетнам объединены горами и реками, являются добрыми соседями, хорошими друзьями, хорошими товарищами, хорошими партнерами, вместе борющимися за дело мира и прогресса человечества». После церемонии Си Цзиньпин пригласил Нгуен Фу Чонга на чаепитие в узком кругу. Это особый жест, который демонстрирует уважение, а также желание укрепить дружеские отношения и доверие.
В рамках визита вьетнамская и китайская делегации провели переговоры и подписали 13 документов о сотрудничестве, в том числе Меморандум о взаимопонимании о дружбе и сотрудничестве на период 2022-2027 гг., о сотрудничестве в сфере торговли и промышленности, укреплении сотрудничества для обеспечения цепочки поставок, о сотрудничестве в области экологии и окружающей среды, о безопасности пищевых продуктов в двусторонней торговле.
На следующий день, 1 ноября, в гостевом доме «Дяоюйтай» состоялась встреча Нгуен Фу Чонга с премьер-министром КНР Ли Кэцяном. Китайский премьер выразил уверенность, что визит Нгуен Фу Чонга будет способствовать здоровому и стабильному развитию всеобъемлющего стратегического партнерства и устойчивого сотрудничества между двумя государствами. Нгуен Фу Чонг со своей стороны заявил, что Вьетнам и Китай являются двумя близкими соседями, связанными давними традициями дружбы, во многом схожими в плане политического строя и взглядов на пути государственного развития.
Визит генсека КПВ в Китай посылает важный сигнал. Вьетнамский лидер стал первым высокопоставленным чиновником, с кем Си встретился после ХХ съезда КПК. Он опередил президента Пакистана Шехбаза Шарифа, который прибыл в Китай 1 ноября. Нгуен Фу Чонг своим визитом продемонстрировал, что Ханой намерен и дальше поддерживать особые отношения с Китаем и тесную коммуникацию между двумя крупнейшими в мире коммунистическими партиями.
При этом вьетнамская внешняя политика останется традиционно многовекторной. Неизменно Ханой будет следовать заветам Хо Ши Мина, воплощённым в политике «дой мой»: деидеологизация и диверсификация международных отношений; политика «открытых дверей» во внешнеэкономических связях; налаживание нормальных многосторонних отношений со всеми великими державами.
По отношению к глобальным державам – к Китаю и США – Вьетнам применяет тактику «хеджирования рисков». Эта тактика и является ключевой особенностью внешнеполитической стратегии СРВ.
Главная задача вьетнамского руководства заключается в том, как использовать все рычаги дипломатии, экономических отношений и военных связей для сохранения своей автономии и независимости, чтобы не оказаться в позиции «перекрёстного поля» — в центре геополитического противостояния США и КНР. Вьетнам широко использует визиты на высшем и высоком уровне руководителей партии и государства, прежде всего, как важный дипломатический инструмент кодификации своих отношений с Китаем. Они подписывают с китайскими коллегами совместные заявления, соглашения и протоколы, в которых всегда усиленно подчеркивают значение и взаимовыгодный характер тесных отношений в прошлом как бы в противовес нынешним противоречиям. Они добились согласия китайской стороны снимать все трудные вопросы с повестки встреч на высшем уровне, поручив их обсуждение и поиски решений различным рабочим группам на техническом уровне экспертов, а тем временем рассматривать и решать более легкие проблемы, шаг за шагом продвигаясь и к более трудным. Вьетнамская дипломатия делает акцент на общих интересах, как например, на превращении сухопутной границы в нормальную и безопасную, чтобы обе стороны могли пользоваться трансграничной торговлей.
Хотя союз двух коммунистических государств кажется очевидным, дипломатическая история Вьетнама и Китая насчитывает столетия и потому достаточно сложная. Между странами были как периоды вражды, полномасштабных военных конфликтов, так и периоды стабильных уважительных отношений.
Взаимодействие с Китаем является наиболее важным и сложным во внешнеполитическом курсе Вьетнама. Территориальные споры в Южно-Китайском море (ЮКМ) — наиболее серьезная проблема в двусторонних отношениях. Хотя взаимодействие для разрешение конфликта осуществляется, в частности, попытка выработать и подписать Кодекс поведения в ЮКМ, Китай, воспринимающий Вьетнам в традиционном ключе, как некогда вассала, зачастую не ценит уступки Вьетнама в переговорах и сам толкает Вьетнам на поиск поддержки у США и сильных региональных игроков, таких как Япония. Несмотря на достигнутое между КНР и СРВ понимание того, что территориальные споры в ЮКМ не должны подрывать двусторонние связи, вьетнамо-китайские отношения регулярно обостряются вследствие несогласованных действий в спорных акваториях.
Однако территориальный спор не мешает развитию экономических отношений. Китай на протяжении нескольких лет остается крупнейшим торговым партнером Вьетнама. В прошлом году Вьетнам стал шестым по значимости торговым партнером Китая в мире, а Китай стал крупнейшим экспортёром продукции во Вьетнам с объёмом в рекордные $110 млрд и занимал вторую позицию после США по импорту вьетнамских товаров — $56 млрд.
В целом Вьетнам, несмотря на исторически укорененное недоверие, всемерно содействует развитию сотрудничества с Китаем и одновременно решительно противостоит ему во всем, что касается незатухающего спора за суверенитет в ЮКМ. Однако он неизменно стремится отделить споры по суверенитету как бы в отдельную корзину, не допуская их негативного воздействия на двусторонние отношения в других областях. Это четко проявляется в межпартийных и межгосударственных отношениях, в военном, торгово-экономическом и культурном сотрудничестве.
Показать еще
Безусловно для Китая и Вьетнама ключевым объединяющим фактором является коммунистический режим и идеология. Несмотря на годы конфликта, сторонам удалось преодолеть часть противоречий, и даже выйти на тесное сотрудничество через межпартийные связи – самый эффективный канал политической коммуникации. Для вьетнамской компартии поддержка КПК имеет особое значение, поскольку придает ей вес в глазах граждан СРВ.
Отношения двух стран регулируются «Директивой 16 золотых слов», определяющей курс СРВ и КНР на «добрососедство, дружбу, всестороннее сотрудничество, долгосрочную стабильность, устремлённость в будущее». С 2005 года этот список пополнился еще четырьмя «хорошо»: «хорошие соседи, хорошие друзья, хорошие товарищи, хорошие партнеры».
При этом, как политически, так и экономически китайско-вьетнамские отношения ассиметричны, и Ханою уже на протяжении долгих лет приходится «танцевать с драконом», приспосабливаясь к преимущественному Китаю и извлекая выгоды из двусторонних отношений.
Стараясь одновременно извлекать такие же выгоды от стабильных отношений с США. Прилагая при этом усилия, чтобы балансировать между Сциллой и Харибдой и демонстрировать Пекину, что отношения с США не представляют вызов Китаю. Вьетнам не намерен втягиваться в американские инициативы по «сдерживанию» Китая, что и продемонстрировал визит Нгуен Фу Чонга.
Внешняя политика Вьетнама, на фоне последних событий между США и Китаем, а также в Украине, остается приверженной стратегическим принципам, на которых она строилась много лет назад. «Анатомию» внешней политики Вьетнама я описывала ранее в двух прошлогодних статьях, с которыми предлагаю ознакомиться: первая часть и вторая часть.